Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
тавлено. Видимо, он полагал, что реквизированные медикаменты, постель ные принадлежности, скатерти, посуда, конверты, одежда, продукты, скот, сено, кирпичи, плотницкие инструменты и письменные принадлежности, а также многое другое, перечисляемое в описях, им не понадобятся . То, что монахи не оказывали сопротивления, отмечено самим И.Я. Анкудиновым. Но в отношении притеснений, чинимых властями, это го нельзя сказать, даже судя по единственной телеграмме. Из Киркенеса 5 декабря 1920 г. телеграфировали, что сюда прибыла группа монахов из Печенгского монастыря, «...бежавшая в Норвегию из-за преследования большевиков. Монахи, большинство из коих перешло 40-летний возраст, передают, что большевики мобилизуют все мужское население края, при нуждая его записываться в красную армию. Отказывающихся расстрели вают. Печенгский монастырь сделался местом кровавой драмы» . О неблагополучии проведенной ликвидации монастыря можно также судить и по обширной переписке между Архангельским губисполкомом и председателем Печенгского волисполкома (его фамилия написана нераз борчиво - Деочинков или Немчинков). Последний счел реквизицию неза конной в той части, которая касалась изымания богослужебных предметов, переданных ранее общине верующих - монахов. Об этом незаконном ре шении он и сообщил Отделу Управления г. Архангельска3. Действительно, в описи имущества Верхне-Печенгского монастыря в ящиках № 58-60 перечислены богослужебные предметы, как-то: посох, кресты (в том числе и серебряные), три Евангелия в серебряном окладе, иконы, священные сосуды, серебряная рака преподобного Трифона и 127 комплектов духовного одеяния4. 17 декабря 1920 г. юристконсультская часть отдела юстиции г. Ар хангельска на основании действующего центрального и губернского зако нодательства вынесла однозначное решение: богослужебные предметы не подлежат реквизиции. Но ставить точку в решении этого вопроса было еще рано. 20 декабря 1920 г. председатель губернского отдела управления Ка банов распорядился не допускать ликвидации монастыря, все оставить в прежнем виде, имущество и продукты взять на учет и копию описи предос тавить в Архангельск. За несколько же дней до этого И.Я. Анкудинов отпра вил шифрованную телеграмму Кабанову, касавшуюся решения дальнейшей судьбы монастырского имущества. Но шифр «Свобода» был в Архангель ске не известен (до сих пор телеграмма не расшифрована). В результате несогласованности действий лишь 22 декабря стало известно, что все изъя 1 ГАМО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 9. Л. 1-18; ГААО. Ф. Р-215. Оп. 1. Д. 23. Л. 66, ббоб, 75; Поливцев С., священник. Трифонов Печенгский монастырь. Мурманск, 2007. С. 143. Цит. по: Валентинов А. Указ. соч. С. 117. 3 ГААО. Ф. Р-215. Оп. 1.Д . 23. Л. 61, 62; ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1.Д . 147. Л. 33. 4 ГАМО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 9. Л. 15. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz