Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
1920 г. церковным советом Ковдского прихода были получены списки членов религиозной общины, работавших на заводах. По ним стало видно, что есть около тысячи человек, желающих вносить на содержание священ ника и псаломщика жалованье, выделить им рыболовную тоню, земельные и сенокосные угодья. Было решено просить местный волисполком предос тавить в бесплатное пользование общины трехкомнатную квартиру для священника и двухкомнатную для проведения собраний верующих и пре подавания Закона Божия всем желающим. Подыскать священника в Ковду попросили о. Александра Петрова из Керетского прихода. Новым ковдским священником через месяц стал о. Неофит Прилежаев, для которого они просили местные власти подобрать место работы в советских учреждени ях, а не мобилизовывать его на военную службу в г. Кемь, как было ему предписано в июне 1920 г. Тогда им удалось отстоять своего священника1. Однако, пользуясь упрочившимися позициями, власти на местах от поиска консенсуса переходят к решительной экспроприации храмового иму щества и притеснению священнослужителей. На Кольском полуострове ха рактерным примером такой политики стал Трифоно-Печенгский монастырь. 14 августа 1920 г. между Советской Россией и Финляндией был за ключен Юрьевский (Дерптский) мирный договор, следствием которого стало присоединение Печенги к Финляндской республике. Финны прибы ли в Печенгу 14 февраля 1921 г., а русские покинули ее накануне2, проведя несколькими месяцами ранее опустошительную реквизицию монастырско го имущества. 3 декабря 1920 г. председателем Мурманского Уездсовнар- хоза И.Я. Анкудиновым была начата ликвидация Верхне-Печенгского мо настыря. Мотивировка для проведения изъятия имущества - в пользу го сударства и жителей берется лишь излишнее сверх потребностей монасты ря. Количество описей (точнее сказать, ящиков с добром), прилагаемых к документам о ликвидации монастыря, составило поражающее воображе ние цифру - 209 (!). Было уведено 130 оленей, 5 лошадей, 24 взрослых тел ки холмогорской породы. При этом при ликвидации обители делался обыск всех «подозреваемых» мест, ввиду утаивания монахами всевозмож ных предметов. Однако попутно заявлялось, что монахами препятствий для этого не чинилось. И. Я . Анкудинов был направлен на ликвидацию по поручению Мурманского уездисполкома. На месте обители предполагали построить смолокуренную артель, а также и сельскохозяйственную. Что и не мудрено —монастырским хозяйством за почти успешную тридцатилет нюю деятельность все было подготовлено для этого (была, кстати говоря, здесь и смолокурня, и заливные луга). Причем, отбирая у монастыря имущество, И .Я . Анкудинов отмечал, что все необходимое для жизни и труда монахов, оставшихся там, им ос 1 ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 513. Л. 17, 17об;ГАМО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 198. Л. 1-8об. 2 Мацак В. Печенга-Петсамо-Печенга// Печенга. 1996. 2 марта. С. 2. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz