Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

1920 г. церковным советом Ковдского прихода были получены списки членов религиозной общины, работавших на заводах. По ним стало видно, что есть около тысячи человек, желающих вносить на содержание священ­ ника и псаломщика жалованье, выделить им рыболовную тоню, земельные и сенокосные угодья. Было решено просить местный волисполком предос­ тавить в бесплатное пользование общины трехкомнатную квартиру для священника и двухкомнатную для проведения собраний верующих и пре­ подавания Закона Божия всем желающим. Подыскать священника в Ковду попросили о. Александра Петрова из Керетского прихода. Новым ковдским священником через месяц стал о. Неофит Прилежаев, для которого они просили местные власти подобрать место работы в советских учреждени­ ях, а не мобилизовывать его на военную службу в г. Кемь, как было ему предписано в июне 1920 г. Тогда им удалось отстоять своего священника1. Однако, пользуясь упрочившимися позициями, власти на местах от поиска консенсуса переходят к решительной экспроприации храмового иму­ щества и притеснению священнослужителей. На Кольском полуострове ха­ рактерным примером такой политики стал Трифоно-Печенгский монастырь. 14 августа 1920 г. между Советской Россией и Финляндией был за­ ключен Юрьевский (Дерптский) мирный договор, следствием которого стало присоединение Печенги к Финляндской республике. Финны прибы­ ли в Печенгу 14 февраля 1921 г., а русские покинули ее накануне2, проведя несколькими месяцами ранее опустошительную реквизицию монастырско­ го имущества. 3 декабря 1920 г. председателем Мурманского Уездсовнар- хоза И.Я. Анкудиновым была начата ликвидация Верхне-Печенгского мо­ настыря. Мотивировка для проведения изъятия имущества - в пользу го­ сударства и жителей берется лишь излишнее сверх потребностей монасты­ ря. Количество описей (точнее сказать, ящиков с добром), прилагаемых к документам о ликвидации монастыря, составило поражающее воображе­ ние цифру - 209 (!). Было уведено 130 оленей, 5 лошадей, 24 взрослых тел­ ки холмогорской породы. При этом при ликвидации обители делался обыск всех «подозреваемых» мест, ввиду утаивания монахами всевозмож­ ных предметов. Однако попутно заявлялось, что монахами препятствий для этого не чинилось. И. Я . Анкудинов был направлен на ликвидацию по поручению Мурманского уездисполкома. На месте обители предполагали построить смолокуренную артель, а также и сельскохозяйственную. Что и не мудрено —монастырским хозяйством за почти успешную тридцатилет­ нюю деятельность все было подготовлено для этого (была, кстати говоря, здесь и смолокурня, и заливные луга). Причем, отбирая у монастыря имущество, И .Я . Анкудинов отмечал, что все необходимое для жизни и труда монахов, оставшихся там, им ос­ 1 ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 513. Л. 17, 17об;ГАМО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 198. Л. 1-8об. 2 Мацак В. Печенга-Петсамо-Печенга// Печенга. 1996. 2 марта. С. 2. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz