Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

щенника». Подробных данных о выполнении этого поручения в архивных материалах нет. Однако известно, что священник из Алексеевской церкви Китовского прихода значится, по данным волисполкома г. Александров- ска, единственным вкладчиком в сберкассе Мурманского Уфинотдела. К середине 1920 г. наблюдается ужесточение общереспубликанского законодательства в вопросе отстранения Церкви от ведения регистрации актов гражданского состояния, что является своего рода серьезно проду­ манным ответом на определение Священного Собора Православной Рос­ сийской Церкви по поводу декретов о расторжении брака и о гражданском браке (19 февраля (4 марта) 1918 г.)1. Так, циркуляр Наркомюста от 18 мая 1920 г., направляемый всем губотделам юстиции, требует «...не допускать изложенных в нем принци­ пов всюду, где церковные организации... будут претендовать на право при­ знавать или отрицать силу решения Советских Судов и органов в области брачного права... во всех случаях проявления дезорганизаторской деятель­ ности церковников, Отделам Юстиции вменяется в обязанность немедлен­ но прекращать таковую и виновных привлекать к ответственности». Инте­ ресно, что в понятие «принципиальных», направляемых в Наркомюст и подсудных Нарсуду, дел наряду с детоубийством, двоеженством, трудоде- зертирством и самогоноварением, входили и дела о нарушении декрета «Об отделении церкви...»2. В свете циркуляра НКЮ от 08.05.1920 г. стано­ вится понятным вышеуказанное распоряжение Т. Зинкевича по Архангель­ ской губернии. На местах в каждом конкретном случае отношения между Церковью и властью строятся по-разному. С одной стороны, осуществляется четкий контроль над деятельностью религиозных общин, от которых требуется предоставление протоколов каждого их собрания (например, в Ковде), все имущество, не предназначенное для богослужебных целей, включая дома священника и всего причта, изымается в распоряжение местного исполко­ ма (например, в конце июля 1920 г. были изъяты в пользу Александровско­ го волисполкома дома, принадлежащие местной религиозной общине)3. С другой стороны - власти еще пробуют найти компромисс: например, раз­ решают священнослужителям пользоваться занимаемыми квартирами за приемлемую плату (Кандалакша), не отбирают, а берут в отдельное поль­ зование за плату постройки, принадлежащие храмам, например, в марте 1920 г. таким образом было заключено соглашение между Трифоно- Печенгским монастырем и местным Советом. Такие решения порождают среди населения надежды на то, что власть будет учитывать желание ве­ рующих иметь в своей местности и обеспечивать причт. Например, 9 мая 1 ГАМО. Ф. Р-77. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 3-5; Русская Православная Церковь и коммунисти­ ческое государство... С. 17, 18. 2 ГАМО. Ф. Р-70. Оп. 1. Д. 3. Л. 48, 121. 3 ГАМО. Ф. И-19. Оп. 1.Д . 203. Л. 3; ГАМО. Ф. Р-77. Оп. 1.Д. 1.Л. 1. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz