Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

в связи с голодом 1921 г. и делу Патриарха Тихона. О поддержке обновлен­ ческого движения, однако, речи уже нет. Зато появляется новая тема, связан­ ная с Декларацией митрополита Сергия. Причем в качестве причины ее при­ нятия называется понимание руководством Церкви роста авторитета госу­ дарства и распространения атеистических взглядов. Оценка антирелигиоз­ ной работы приобретает более умеренный характер лишь к концу 1980-х гг.1 Однако даже в конце 1980-х гг. мало что меняется в привычных не­ гативных оценках Церкви, несмотря на приближающийся юбилей тысяче­ летия крещения Руси . В этот же период появляются попытки четко опре­ делить правовое и идеологическое положение атеизма, его роль и значение в обществе, на страницах книг ведется полемика с богословскими концеп­ циями о роли и месте Церкви в СССР в прошлом и настоящем3. Правовой аспект отношений Церкви и государства также продолжа­ ет рассматриваться в литературе данного периода, намечаются попытки научного анализа отдельных проблем свободы совести, чему, однако, ме­ шает догматизм господствующей идеологии и методологии4. С самого начала антицерковной политики советской власти за всеми событиями в России, в том числе и связанными с положением Церкви, ду­ ховенства и верующих, пристально наблюдали за рубежом. В ответ на го­ нения, устраиваемые в СССР против Русской Православной Церкви, появ­ лялись публицистические статьи и сборники, богословские труды и ме­ муары русских эмигрантов. Главными проблемами, рассматриваемыми в них, были: гонения на верующих и Церковь в СССР, репрессии против ду­ ховенства, расколы в Церкви, оценка Декларации митрополита Сергия и история РПЦ (зарубежной). Данные работы не могут претендовать на зва­ ние академических научных трудов, но, как правило, содержат значитель­ ный объем материалов. Плюсом им может служить наиболее правдивый и реалистичный подход в освещении происходивших событий. Однако пол­ ной объективной картины они дать не могут в силу того, что многие доку­ менты по теме не были доступны авторам вышеуказанных работ. 1 Титов В.Е. Православие. М., 1974; Религия и церковь в истории России: (советские ис­ торики о православной церкви в России) / сост. Е.Ф. Геркулов. М., 1975; Плаксин Р. Крах церковной контрреволюции в 1917-1923 гг. М., 1968; Зыбковец В.Ф. Национа­ лизация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975 и др. 2 Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987; Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989; Зайцев В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. Архангельск, 1983; Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции и гражданской войны. Л., 1987 и др. 3 Бражник И.И. Право. Религия. Атеизм: Правовое содержание научного атеизма. Ки­ ев, 1983; Лисавцев Э.И. Критика буржуазных фальсификаций положения религии в СССР. М., 1975. 4 Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985; Клочков В.В. Закон и религия. М., 1982; Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР. М., 1961 и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz