Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.

Ю. П. Бардилева Умбская Воскресенская церковь. 1938 г. Безумцы. Уничтожение церковных святынь вался в числе заложников при проведении акций красного террора, либо под­ вергался арестам и дальнейшему расстрелу по обвинению в сотрудничестве с белыми войсками, либо оказывал сопротивление разграблению монастырей и вскрытию мощей в них. Однако идеологи антирелигиозной и атеистической пропаганды по оконча­ нии Гражданской войны отмечали в своих работах, что подобного рода наказа­ ния имели якобы справедливый характер, что священнослужители были аресто­ ваны и преданы суду «за антисоветскую погромную агитацию, мошеннические проделки с мощами, поддержку белогвардейцев, наконец, за прямое участие в заговорах и в восстаниях против Советской власти » . 1 Попробуем разобраться в причинах и последствиях такой политики в отношении Церкви. Принятый 23 января 1918 года декрет, призванный гарантировать осущест­ вление свободы совести на территории всей страны, вызвал множество вопро­ сов как у священнослужителей, так и у рядовых верующих. Протоиерей Н. К. Чуков в «Олонецких епархиальных ведомостях» отмечал, что «акт отделения Церкви от государства совершается слишком поспешно и как-то однобоко... Получается впечатление, что у нас устанавливается не свобода совести и вероисповедания, так естественная и необходимая в свободном государстве, а нечто иное: Православная Церковь как будто ставится в по­ ложение гонимой . . . » 2 1 Лукин Н. М. Церковь и государство. М.: Гос. изд-во, 1922. С. 51. 2 Чуков Н. К., прот. Отделение Церкви от государства / / Олонецкие епархиальные ведомости. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz