Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.
Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия люционную агитацию против ВКП ( 6 ) и Советской власти, распространяв шего слухи о возрождении храмового строительства в соответствии с новой «сталинской» Конституцией. Отмечалось, что о. Константин заявлял, что Сталин разрешил открывать новые храмы, а местные власти чинят этому препятствия . 1 Примечательно, что его арест был произведен как раз в то время, когда коляне активно боролись за сохранение своего храма действу ющим, обращаясь с просьбами не только к руководству Мурманского окру га и в Леноблисполком, но даже в ЦК ВКП(б). Роковую роль в обвинении священника сыграли и его отношения с видными представителями россий ского духовенства, стоявшими на позициях сохранения православия тихо новского направления - архиепископом Петергофским Николаем Яруше- вичем и митрополитом Ленинградским Алексеем Симанским (будущим Па триархом Всея Руси Алексием I). В октябре 1937 года К. М. Мелетиев был расстрелян. Реабилитировали его лишь в мае 1989 года . 2 На территории КАССР уже даже предварительные обсуждения третьей по счету Конституции 1936 года у большого числа духовенства также по родили надежды на лучшее будущее. Священник П. Смирнов из с. Вырозеро Заонежского района во время обсуждения проекта Конституции СССР в 1936 году ходил по домам и убеждал колхозников, что, согласно статье 125, верующие имеют полную свободу религиозных шествий. Он также цитиро вал выдержки из доклада И. В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на VIII Всесоюзном съезде Советов (ноябрь 1936 года), где тот вы сказался против лишения избирательных прав «служителей культа». Кроме того, священник знакомил крестьян с настоятельно рекомендуемой тогда для чтения книгой Н. Островского «Как закалялась сталь», извлекая при этом из нее неожиданную мораль: «Корчагин - бунтарь и погиб от того, что не внял Господним предупреждениям, после чего Бог покарал его слепотой». Факты разъяснения духовенством республики пунктов новой Конституции и положений закона о выборах отмечались и в других районах. Так, председатель церковной двадцатки с. Княжая Губа Кандалакшского района колхозница Молтырева ответила агитатору, направленному разъяснять новый избирательный закон: « Я не пойду на кружок. Нам батюшка уже разъяснил Конституцию и новый избирательный закон » . 3 В некоторых делах 1930-х годов отражено мнение самих священников по поводу репрессий, чинимых в государстве, и Конституции 1936 года. На 1 ГАМО. Ф. 140 (УФСБ по Мурманской области). Оп. 3. Д. 5641/2. Лл. 1, 5. 2 ГАМО. Ф. 140 (УФСБ по Мурманской области). Оп. 3. Д. 5641/2. Лл. 7-9, 12, 38-41 об, 43, 47. 3 Цит. по: Басова Н. А. Указ. соч. С. 227. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz