Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.

Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия люционную агитацию против ВКП ( 6 ) и Советской власти, распространяв­ шего слухи о возрождении храмового строительства в соответствии с новой «сталинской» Конституцией. Отмечалось, что о. Константин заявлял, что Сталин разрешил открывать новые храмы, а местные власти чинят этому препятствия . 1 Примечательно, что его арест был произведен как раз в то время, когда коляне активно боролись за сохранение своего храма действу­ ющим, обращаясь с просьбами не только к руководству Мурманского окру­ га и в Леноблисполком, но даже в ЦК ВКП(б). Роковую роль в обвинении священника сыграли и его отношения с видными представителями россий­ ского духовенства, стоявшими на позициях сохранения православия тихо­ новского направления - архиепископом Петергофским Николаем Яруше- вичем и митрополитом Ленинградским Алексеем Симанским (будущим Па­ триархом Всея Руси Алексием I). В октябре 1937 года К. М. Мелетиев был расстрелян. Реабилитировали его лишь в мае 1989 года . 2 На территории КАССР уже даже предварительные обсуждения третьей по счету Конституции 1936 года у большого числа духовенства также по­ родили надежды на лучшее будущее. Священник П. Смирнов из с. Вырозеро Заонежского района во время обсуждения проекта Конституции СССР в 1936 году ходил по домам и убеждал колхозников, что, согласно статье 125, верующие имеют полную свободу религиозных шествий. Он также цитиро­ вал выдержки из доклада И. В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на VIII Всесоюзном съезде Советов (ноябрь 1936 года), где тот вы­ сказался против лишения избирательных прав «служителей культа». Кроме того, священник знакомил крестьян с настоятельно рекомендуемой тогда для чтения книгой Н. Островского «Как закалялась сталь», извлекая при этом из нее неожиданную мораль: «Корчагин - бунтарь и погиб от того, что не внял Господним предупреждениям, после чего Бог покарал его слепотой». Факты разъяснения духовенством республики пунктов новой Конституции и положений закона о выборах отмечались и в других районах. Так, председатель церковной двадцатки с. Княжая Губа Кандалакшского района колхозница Молтырева ответила агитатору, направленному разъяснять новый избирательный закон: « Я не пойду на кружок. Нам батюшка уже разъяснил Конституцию и новый избирательный закон » . 3 В некоторых делах 1930-х годов отражено мнение самих священников по поводу репрессий, чинимых в государстве, и Конституции 1936 года. На­ 1 ГАМО. Ф. 140 (УФСБ по Мурманской области). Оп. 3. Д. 5641/2. Лл. 1, 5. 2 ГАМО. Ф. 140 (УФСБ по Мурманской области). Оп. 3. Д. 5641/2. Лл. 7-9, 12, 38-41 об, 43, 47. 3 Цит. по: Басова Н. А. Указ. соч. С. 227. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz