Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.

Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия ственности за свои убеждения и деятельность в Союзе духовенства и мирян еще в 1920 году. В августе 1930 года он был арестован за систематическое произнесение проповедей антисоветского характера, в которых говорил об имеющихся в СССР гонениях на религию и о разложении коммунистиче­ ским учением народа. Несмотря на полное отрицание своей вины, о.Александр был приговорен к трем годам концлагеря и отправлен отбывать наказание в г. Сыктывкар. Там он, еще находясь в заключении, в 1932 году был вновь привлечен к ответственности и освободился лишь 2 1 декабря 1935 года. Последний раз его арестовали 28 июля 1937 года. К прежним об­ винениям добавили обвинение в связи с контрреволюционно настроенны­ ми священниками - Иеронимом Корнеевым, М. А. Щеколдиным, Турунда- евским и др., а также «извращение» «Положения о выборах в Верховный Совет». 11 октября 1937 года заседание «тройки» НКВД приговорило о. Александра к 10 годам ИТЛ. Он умер в заключении 2 ноября 1942 года . 1 Сходным по характеру обвинений было и дело «контрреволюционной группы священников» Кокошиловского сельсовета Сокольского района Севкрая, начатое в июле 1935 года. В обвинительном заключении отмеча­ лось, что еще в 1931-1932 годах вокруг благочинного Сергея Анатольевича Суворова начала формироваться организация из контрреволюционного эле­ мента кулачества, монашествующих, членов церковного актива, находящая­ ся под влиянием архиепископа Вологодской епархии Н. И. Знамировского. Их обвиняли в том, что они «систематически организуют сборища, на кото­ рых ведут свою организованную антисоветскую деятельность, направлен­ ную против проводимых мероприятий партии и Соввласти в деревне, и как метод влияния на окружающее население внедрялся в сознание последнего религиозный фанатизм путем антисоветской агитации, что “Советская власть исходит от антихриста и что вступившие в колхозы тем самым подпи­ сываются под антихриста”, распространялись провокационные слухи о вой­ не и гибели Советской власти... Участники группы систематически органи­ зовывали антисоветскую агитацию, личным примером создавали саботаж ввыполнении важнейших хозполиткампаний». По приговору суда, вынесен­ ному в г. Вологде 16-20 марта 1936 года, благочинный о. Сергий (Суворов) был расстрелян, священник Александр Владимирович Дмитриевский, пса­ ломщик Александр Васильевич Обатуров, единоличник Иван Александро­ вич Клюквин получили 10 лет ИТЛ, диакон Павел Аркадьевич Одинцов - 1 Водолазкин Е. Г. Протоиерей Александр Нечаев / / Архангельский епархиальный вестник. 2005, №7. С. 14-15. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz