Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.

Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия советского толка от него никогда не слышали. Причем и в реабилитации есть неясности: в деле сообщается, что 8 мая 1938 года он был расстрелян (и отменяется именно этот приговор), а в справке о реабилитации, данной его дочери, указывается, что он умер в тюрьме от осложнения уремии 8 мая, но только 1939 года . 1 Весьма активно, на протяжении всех 1930-х годов, велась разработка дел в отношении духовенства, обвинявшегося в антисоветской и антиколхоз- ной деятельности. В начале 1930-х годов эти дела напрямую связывались с подрывом колхозного строительства, срывом планов по проведению сплошной коллективизации. С 1936 года к этим обвинениям прибавилась ответственность священников за «извращение сталинской Конституции». Как правило, и те, и другие дела выстраивались вокруг борьбы верующих- мирян и духовенства против закрытия храмов. Обвинения в антиколхозной деятельности становились удобным поводом для решения сразу двух задач в рамках антирелигиозной деятельности - ликвидации церквей и уничтоже­ ния священнослужителей. Еще в 1929 году отмечалось недовольство закрытием храмов со стороны жителей Северного края: в Вохомском районе против занятия пристроек церкви под ссыпку зерна в стихийном выступлении приняли участие около 500 женщин, избивших двух членов партии и уполномоченного по хлебоза­ готовкам, а в Северо-Двинском округе после проповеди священника Моро­ зова присутствовавшие на ней женщины бросились в сельсовет, разогнали делегаток и потребовали не трогать батюшку и церковь. Такие же акции со стороны верующих, в основном женщин, наблюдались и в Архангельском, Няндомском, Вологодском округах Северного края - верующие выступали против привлечения священников к лесозаготовкам, против отобрания хра­ мов, снятия колоколов и т. п. Нередкими были случаи обращений верующих во ВЦИК против принимаемых на местах решений о закрытии храмов и привлечении священников к различным работам. Не случайно поэтому, что через ОГПУ «по прямому проводу» всем окружкомам и Коми обкому Северного края было рекомендовано: «Закрывать церкви после широкой подготовительной работы, избегать ареста священников при отсутствии компроментирующего их политического и уголовного материала, не допу­ скать самочинных обысков, арестов священников отдельными партийцами и комсомольцами, проводить их в случае надобности только через ОГПУ, 1 ГАМО. Ф. 140 (УФСБ по Мурманской области). Оп. 3. Д. 3337/2. Лл. 25, 26-33; Д. 3337 (наблюдения). Л. 5. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz