Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.

Ю. П. Бардилева выяснить, что шесть человек были осуждены к различным срокам заключе­ ния (от года до трех лет, с последующим применением к ним амнистии, один из них - условно), девять освобождены после суда по делам об изъятии цер­ ковных ценностей. Обвинение в сопротивлении изъятию церковных цен­ ностей в большей степени затронуло мирян, нежели духовенство (из шести осужденных только один являлся священнослужителем ) . 1 Таким образом, цель проведения процессов состояла в устрашении тех, кто занимал актив­ ную позицию во время кампании по изъятию церковных ценностей и рас­ колу духовенства. Неслучайно поэтому в циркулярном письме Северо-За­ падного бюро ЦК РКП(б) всем губкомам, укомам и райкомам Северо-За- падной области, в которую в 1922 году входили Мурманская, Олонецкая, Череповецкая, Новгородская, Псковская, Петроградская губернии и Ка­ рельская коммуны, отмечалось, что агиткампанию по изъятию церковных ценностей «необходимо повести в виде ответа на провокационные отзывы попов и «Князей Церкви», приняв решительный тон разоблачения попо­ вских махинаций, избегая в то же время грубых и вульгарных выпадов, могу­ щих оскорбить религиозное чувство верующих... парторганизации долж­ ны приложить все усилия к расслоению духовенства, направляя борьбу пре­ имущественно против его упорствующей верхушки » . 2 Третья волна репрессий против духовенства и верующих пришлась на тридцатые годы двадцатого столетия - время насильственного насаждения атеистической и антирелигиозной пропаганды, когда все меры борьбы с Церковью были «хороши» - от безбожной пятилетки до разрушения хра­ мов и расстрелов священников. Наряду с сохранением административного нажима с лета 1929 года стала применяться репрессивная практика, осу­ ществляемая органами ОГПУ и НКВД. Во многом такие действия были свя­ заны с началом осуществления в 1929 году в стране политики сплошной коллективизации. Еще в феврале 1929 года в местные партийные органы было разослано письмо ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению антирелигиоз­ ной работы» (от 24 января 1929 года). В нем все религиозные организации, включая и церковные советы, объявлялись «контрреволюционной силой». Тем самым партийное руководство поощряло применение гонений на веру­ ющих и репрессий против духовенства. Выраженные в этом письме идеи и практические подходы, как отмечают исследователи, стали определяющи' Басова Н. А. Указ. соч. С. 117-118. 2 Центральный государственный архив историко-политических документов г. Санкт-Петербург (ЦГАИПД СПб). Ф. 9. On. 1. Д. 20.Лл. 3,13. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz