Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.
Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия сизъятиями весьма плохое. В Печорском уезде командированные для изъя тий на места уполномоченные вернулись обратно ни с чем, так как верую щие заявили, что лучше умрут около церквей, чем что-либо из них отдадут. Уполномоченным угрожали петлей и прорубью. На заседании президиума Шенкурского укома ВКП(б) 10 апреля 1922 года мнения членов уездной комиссии по поводу форм и методов изъятия церковных ценностей разо шлись. Одни рекомендовали на местах отказаться или воздержаться от рез костей в процессе изъятий и указали, что когда в городе не обостряли от ношений с верующими, то достигали удовлетворительных результатов по изъятию, не затрагивая беднейших церквей, другие же отмечали, что комис сия при изъятии проявила мягкотелость. Несмотря на призывы губернских властей к уисполкомам не допускать конфликтов и нажима на верующих, на практике они часто игнорировались. Так, в деревнях Сура и Щельи Пинеж- ского уезда, в Печорском уезде, в Конецдворской церкви Архангельского уезда арестовали и предали суду сопротивлявшихся изъятиям . 1 В Олонецкой губернии в ходе изъятий сильных столкновений населения и властей практически не было, однако многие верующие в г. Петрозаводск, в Лодейнопольском уезде не понимали, почему ценности нельзя заменить деньгами и продуктами, не верили, что церковное добро дойдет до голодаю щих. Как отмечалось в отчете «Церковная жизнь в Олонецкой епархии в 1922-1923 гг.» (23 -26 января 1924 года), изъятие церковных ценностей всколыхнуло епархию и «повлекло за собой все те же явления, которые про изошли почти одинаково по всей России: смута среди духовенства, призна ние ВЦУ частью, террор группы заправил над остальными, аресты, высылки и пр.». Действительно, в Карелии одним из лидеров движения за полное изъятие церковных ценностей стал священник-обновленец Дмитриев, ко торого епархиальные власти охарактеризовали как человека с большим са момнением, карьериста, желающего быть во всем оригинальным, заразив шегося новшествами в богослужении от петроградского протоиерея-об- новленца И. Ф. Егорова . 2 После рассмотрения дел в Карельском ревтрибунале большинство об виняемых ввиду полной недоказанности их вины были оправданы. В резуль тате изучения дел по сопротивлению изъятию церковных ценностей, нахо дящихся на хранении в Национальном архиве РК, Н. А. Басовой удалось 1 Михайлов С. В. Указ. соч. С. 120-121; ГААО. Отдел ДСПИ. Ф. 7. On. 1. Д. 36. Л. 44; ГААО. Отдел ДСПИ. Ф. І.О п. 1. Д.566.Лл. 23, 26, 27; ГААО. Отдел ДСПИ. Ф. 8. On. 1. Д. 276. Лл. 38-39. 2 Басова Н. А. Указ. соч. С. 109, 112, 117; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 831. On. 1. Д. 249. Л. 2. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz