Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.

Ю. П. Бардилева не 1922 года 732 человека оказались на скамье под­ судимых, большинство из них впоследствии было расстреляно. Против духовенства применялась также трехлетняя административная высылка без суда, которая была введена декретом ВЦИК от 10 августа 1922 года. По сведениям священника М. Польского, в 1922 году общее число жертв, по­ гибших при столкновениях и расстрелянных по суду, было 2691 человек белого духовенства, 1962 монашествующих, 3447 мо­ нахинь; всего 8100 жертв. Согласно новейшим данным Православного Свя­ то-Тихоновского Богословского института, общее количество репрессиро­ ванных в 1921-1923 годах составило 10 ОООчеловек, из которых расстрелян каждый пятый - всего около двух тысяч . 1 Политика местных властей, равно как и позиция духовенства в разных уез­ дах и приходах, была различной. Нежелание верующих отдавать церковные ценности во многом было связано с непониманием, почему их нельзя заменить собранными денежными и продовольственными пожертвованиями граждан либо тем, что население не верило сообщениям властей о голоде в Поволжье, полагая, что это лишь новый предлог для наступления на Церковь. Например, в Вознесенской волости Архангельского уезда верующие по­ становили ценности не отбирать, а на нужды голодающих собрать хлеб; жи­ тели Патракеевской волости усомнились, что ценности попадут голодаю­ щим. Жители ряда сел и деревень Емецкого уезда категорически отказались отдавать ценности, не прислушиваясь к призывам священников избегать конфликтов. Они говорили, что отдадут ценности лишь под силой оружия, что виноваты в голоде коммунисты, которым следует отказаться от власти, и тогда заграничные капиталисты помогут голодающим. В Соломбале три женщины ходили по домам и агитировали против изъятия церковных цен­ ностей, распространяли антисемитские взгляды, говоря, что все идет от ев­ реев. Здесь же группа сотрудников Отдела народной связи во главе с Инни­ ным вела подобную пропаганду, утверждая, что большевики грабят церкви и ничего им больше не надо выдавать .2 В информационных сводках в адрес ГПУ г. Москва 1 и 5 апреля 1922 года отмечалось, что настроение в ряде уездов (Емецком, Печорском) в связи 1 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в 1917-1927 годах / / Вопросы истории. 1993, № 8. С. 44, 45; Кашеваров А. Н. Указ. соч. С. 238-239; Кривова Н. А. Указ. соч. С. 155. 2 Михайлов С. В. Указ. соч. С. 118-119; ГААО. Отдел документов социально-политической истории (ДСПИ ) (бывш. Государственный архив общественно-политических движений и формирований Архангельской области - ГАОПДФ АО). Ф. 1. On. 1. Д. 566. Ал. 21,31. Павло-Обнорский Комельский монастырь в Грязовецком уезде 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz