Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.
Ю. П. Бардилева не 1922 года 732 человека оказались на скамье под судимых, большинство из них впоследствии было расстреляно. Против духовенства применялась также трехлетняя административная высылка без суда, которая была введена декретом ВЦИК от 10 августа 1922 года. По сведениям священника М. Польского, в 1922 году общее число жертв, по гибших при столкновениях и расстрелянных по суду, было 2691 человек белого духовенства, 1962 монашествующих, 3447 мо нахинь; всего 8100 жертв. Согласно новейшим данным Православного Свя то-Тихоновского Богословского института, общее количество репрессиро ванных в 1921-1923 годах составило 10 ОООчеловек, из которых расстрелян каждый пятый - всего около двух тысяч . 1 Политика местных властей, равно как и позиция духовенства в разных уез дах и приходах, была различной. Нежелание верующих отдавать церковные ценности во многом было связано с непониманием, почему их нельзя заменить собранными денежными и продовольственными пожертвованиями граждан либо тем, что население не верило сообщениям властей о голоде в Поволжье, полагая, что это лишь новый предлог для наступления на Церковь. Например, в Вознесенской волости Архангельского уезда верующие по становили ценности не отбирать, а на нужды голодающих собрать хлеб; жи тели Патракеевской волости усомнились, что ценности попадут голодаю щим. Жители ряда сел и деревень Емецкого уезда категорически отказались отдавать ценности, не прислушиваясь к призывам священников избегать конфликтов. Они говорили, что отдадут ценности лишь под силой оружия, что виноваты в голоде коммунисты, которым следует отказаться от власти, и тогда заграничные капиталисты помогут голодающим. В Соломбале три женщины ходили по домам и агитировали против изъятия церковных цен ностей, распространяли антисемитские взгляды, говоря, что все идет от ев реев. Здесь же группа сотрудников Отдела народной связи во главе с Инни ным вела подобную пропаганду, утверждая, что большевики грабят церкви и ничего им больше не надо выдавать .2 В информационных сводках в адрес ГПУ г. Москва 1 и 5 апреля 1922 года отмечалось, что настроение в ряде уездов (Емецком, Печорском) в связи 1 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в 1917-1927 годах / / Вопросы истории. 1993, № 8. С. 44, 45; Кашеваров А. Н. Указ. соч. С. 238-239; Кривова Н. А. Указ. соч. С. 155. 2 Михайлов С. В. Указ. соч. С. 118-119; ГААО. Отдел документов социально-политической истории (ДСПИ ) (бывш. Государственный архив общественно-политических движений и формирований Архангельской области - ГАОПДФ АО). Ф. 1. On. 1. Д. 566. Ал. 21,31. Павло-Обнорский Комельский монастырь в Грязовецком уезде 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz