Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.

Ю. П. Бардилева времени роль Церкви в данной трагедии оценивалась как антигуманная и контрреволюционная - отмечалось, что наряду с белогвардейцами в вы­ несении смертного приговора участвовал и местный священник Богданов .6 Однако есть весьма интересный документ, подтверждающий невиновность священника Богданова. Это протокол № 12 общего собрания жителей Кня­ жой губы от 21 апреля 1920 года. На собрании рассматривался вопрос об освобождении ряда односельчан, арестованных 3 апреля 1920 года по обви­ нению в эксплуатации чужого труда, сотрудничестве с белыми и союзниче­ скими войсками и в выступлениях против Советской власти, среди которых упоминается и священник Богданов. Решение собрания явно свидетельству­ ет об их невиновности: «Мы находим, что вышеупомянутые граждане... за все время пребывания белых местных и союзнических банд не выступали ни открыто, ни тайно, не замечены в пропаганде против Советской власти... Если и были какие неправильные действия с их стороны, то /и х / мы объяс­ няем тем, что ... под угрозой уничтожения всей деревни полковником Суда­ ковым ... они и сделали некоторые ошибки... Мы, граждане и гражданки, пострадавшие от белых банд в лице своих мужей и сыновей, находим выше­ упомянутых лиц ... совершенно невиновными». На этом собрании присут­ ствовало около 80 человек , 7 и думается, что, перенеся гибель собственных близких, они не стали бы выгораживать виновных. Ряд документов подтверждает, что и в Карелии священнослужители не толь­ ко не выступали с оружием в руках против красных, но и порой спасали им жизнь. Так, Н. А. Басова отмечает, что падмозерский священник А. Зверолов- лев не участвовал ни в одном собрании, где обсуждались вопросы поддерж­ ки белых отрядов. По настоянию крестьян он вынужден был отслужить мо­ лебен об удачном осуществлении их планов, однако при этом предупреждал об опасности кровопролития. Несколько позднее, с приходом красных и из­ менением линии фронта, почти все население с. Падмозеро бежало в сосед­ нее село - Шуньгу. По словам самого священника, в тот день «в деревне поднялась тревога, беготня, говорят: пришли в Толвую пароходы с войском, потом... стали прибегать из толвуйских деревень крестьяне». Беженцы со­ общили, что в Толвуе началась стрельба, людей «колют, в воду бросают», среди местных жителей началась паника. В результате село опустело, вместе с большей частью населения его покинул и священник. По требованию пад- мозерских крестьян, бежавших в Шуньгу и лишившихся на несколько меся­ 6 ГАМО.Ф. Р-906. On. 1. Д. 277. Лл. 21-23. ГААО. Ф. Р-286. On. 1. Д.513.Лл. 134-135. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz