Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.
Ю. П. Бардилева времени роль Церкви в данной трагедии оценивалась как антигуманная и контрреволюционная - отмечалось, что наряду с белогвардейцами в вы несении смертного приговора участвовал и местный священник Богданов .6 Однако есть весьма интересный документ, подтверждающий невиновность священника Богданова. Это протокол № 12 общего собрания жителей Кня жой губы от 21 апреля 1920 года. На собрании рассматривался вопрос об освобождении ряда односельчан, арестованных 3 апреля 1920 года по обви нению в эксплуатации чужого труда, сотрудничестве с белыми и союзниче скими войсками и в выступлениях против Советской власти, среди которых упоминается и священник Богданов. Решение собрания явно свидетельству ет об их невиновности: «Мы находим, что вышеупомянутые граждане... за все время пребывания белых местных и союзнических банд не выступали ни открыто, ни тайно, не замечены в пропаганде против Советской власти... Если и были какие неправильные действия с их стороны, то /и х / мы объяс няем тем, что ... под угрозой уничтожения всей деревни полковником Суда ковым ... они и сделали некоторые ошибки... Мы, граждане и гражданки, пострадавшие от белых банд в лице своих мужей и сыновей, находим выше упомянутых лиц ... совершенно невиновными». На этом собрании присут ствовало около 80 человек , 7 и думается, что, перенеся гибель собственных близких, они не стали бы выгораживать виновных. Ряд документов подтверждает, что и в Карелии священнослужители не толь ко не выступали с оружием в руках против красных, но и порой спасали им жизнь. Так, Н. А. Басова отмечает, что падмозерский священник А. Зверолов- лев не участвовал ни в одном собрании, где обсуждались вопросы поддерж ки белых отрядов. По настоянию крестьян он вынужден был отслужить мо лебен об удачном осуществлении их планов, однако при этом предупреждал об опасности кровопролития. Несколько позднее, с приходом красных и из менением линии фронта, почти все население с. Падмозеро бежало в сосед нее село - Шуньгу. По словам самого священника, в тот день «в деревне поднялась тревога, беготня, говорят: пришли в Толвую пароходы с войском, потом... стали прибегать из толвуйских деревень крестьяне». Беженцы со общили, что в Толвуе началась стрельба, людей «колют, в воду бросают», среди местных жителей началась паника. В результате село опустело, вместе с большей частью населения его покинул и священник. По требованию пад- мозерских крестьян, бежавших в Шуньгу и лишившихся на несколько меся 6 ГАМО.Ф. Р-906. On. 1. Д. 277. Лл. 21-23. ГААО. Ф. Р-286. On. 1. Д.513.Лл. 134-135. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz