Бардилева, Ю. П. Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года / Мурм. и Мончегор. епархия Моск. Патриархата, Терское благочиние Мурм. и Мончегор. епархии [и др.]. – Мурманск, 2014. - С. 112-145.
Репрессии против духовенства и мирян Европейского Севера России (1918-1941 гг.): причины и последствия Александром Карелиным . 1 Отчаявшись справиться собственными силами со сложной ситуацией, Церковь стала искать поддержку за рубежом в лице христианского духовенства. Речь, прежде всего, ведется о налаживании кон тактов с архиепископом Кентерберийским. Помимо религиозной помощи Церковь была заинтересована в оставлении в губернии английского десанта как залога своей безопасности. По предложению протоиерея И. Лелюхина, учрежденный собор Соловецкой обители обратился к христианам Англии с телеграммой ( 1 1 августа 1919 года), в которой православное духовенство выражало уверенность в том, что английские верующие не откажутся хода тайствовать перед своим правительством и обществом о том, «чтобы воен ные силы Англии оставались еще в Архангельске и в иных местах Северной области... » 2 Подобного рода отношение к английским и французским вла стям было характерно не только для жителей Архангельска и духовенства Соловецкой обители. Так, жители Княжой губы (Кольский полуостров) в 1918 году полагали, что «пребывание в нашем крае союзных войск явля ется крайне необходимым, так как только они могут спасти нас от финско- германского нападения... » 3 Сам протоиерей Лелюхин был отправлен в Лондон для вручения теле граммы архиепископу Кентерберийскому. Это событие позволило впослед ствии обвинить Церковь в Северной области в контрреволюционной дея тельности, «с одобрения» Патриарха Тихона, которому было доложено о данной инициативе находящимся в Москве архиепископом Нафанаилом .4 На территории Кольского Севера сразу после восстановления Совет ской власти после окончания Гражданской войны и интервенции также от мечались случаи репрессий в отношении духовенства. Прежде всего, речь идет о Княжегубской трагедии. 8 октября 1919 года здесь были расстреляны 17 княжегубцев, в том числе подросток-партизан, двое крестьян из северо карельских деревень и двое финских красногвардейцев . 5 В течение долгого 1 За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 1. / Гл. ред. протоиерей Владимир Воробьев. М.: Изд-во Общества Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1997. С. 397, 551. 2 Обращение к христианам Англии / / Вестник Временного правительства Северной области. 1919, 16 августа. С. 2. 3 Возрождение Севера. 1918, 15 августа. С. 4; Береснев Н. Партизаны Княжегубья / / Кандалакшский коммунист. 1987, 30 апреля. С. 3. 4 Кандидов Б. Вредительство, интервенция и церковь. М.: «Безбожник», 1931. С. 17; Он же. Церковь и шпионаж. О некоторых фактах контрреволюционной и шпионской деятельности религиозной организации. М.: ОГИЗ, 1938. С. 21. 5 Береснев Н. Указ. соч. С. 3. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz