Бардилева, Ю. П. Государственно-церковные отношения на Кольском Севере в первой трети ХХ века : специальность 07.00.02 - Отечеств. история: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Ю.П. Бардилева. – Мурманск : [б.и.], 2000. -22 с. - На правах рукоп.

4 атеистическая и антирелигиозная трактовка истории отношений Русской Православной Церкви (далее - РПЦ) и Советской власти. Главными темами в ней стали: позиция Церкви и Патриарха Тихона во время Гражданской войны, вопросы антирелигиозной пропаганды, выявления “шпионов в рясах", отношений обновленческой “Живой церкви” и РПЦ. Однако следует отметить, что в 1920- 1930-х гг. появляются и первые попытки анализа советского религиозного законодательства. Главным образом, в двадцатые годы этим вопросом занимался профессор П.В.Гидулянов В тот же период было выпущено несколько брошюр по вопросу отделения Церкви от государства и школы от Церкви, правовые вопросы освещались в них лишь в общих чертах.1 В начале сороковых годов появляются и издания Московской Патриархии, в частности. Церкви разрешается издавать “Журнал Московской Патриархии” . Однако в работе “Правда о религии в России” (М., 1942), изданной Патриархией, хотя и содержится значительный материал по положению и роли Церкви в ходе Великой Отечественной войны, все же подчеркивается, что советская власть никогда не ограничивала свободы вероисповеданий (с. 121). Период 1950-х-1980-х гг. в отечественной историографии проблем советского религиозного законодательства, истории Церкви и ее отношений с государством можно охарактеризовать как переход от неприкрыто враждебных и агрессивных работ к трудам пропагандистского атеистического толка, к полемике с богословскими концепциями о роли и месте Церкви в СССР в прошлом и настоящем. Правовой аспект отношений Церкви и государства также продолжает рассматриваться в литературе данного периода.2 В ответ на гонения, устраиваемые в СССР против РПЦ, появлялись ' Базанов А.Г., Казанский Н.Р. Миссионеры и миссионерские школы на Архангельском Севере.-Архангельск:Севкрайгиз,1936; Артамонов Д.С. Северные церковники на службе у царизма.-Архашельск:Облиздат,1940; Кандидов Б. Вредительство, интервенция и церковь.- М Безбожник, 1931; Введенский ЛИ. Церковь и государство (Очерк взаимоотношений церкви и государства. 1918-1922).-М. Красная новь, 1923, Гидулянов П В. Отделение церкви от государства:сисгемагазированный сборник действующего в СССР законодательства.- М :Юрид изд-во. 1926; ОрлеанскийН Закон о религиозных объединениях СССР.-М. Безбожник, 1930; ХХ-летие отделения церкви от государства.-М ОГИЗ, 1938 идр. Титов В.Е. Г1равославие.-М.Политиздат,1974; Плаксин Р. Крах церковнойконтрреволюции в 1917-1923 1г.-М.:Наука,1968; Гордиенко НС. Современное русское православие,- Л.:Лениздаг,1987; Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь.-М.:Маука, 1985; Лисавцев Э И. Кригика буржуазных фальсификаций положения религии вСССР -М.:Мысль, 1975 и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz