Бардилева, Ю. П. Государственно-церковные отношения на Кольском Севере в первой трети ХХ века : специальность 07.00.02 - Отечеств. история: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Ю.П. Бардилева. – Мурманск : [б.и.], 2000. -22 с. - На правах рукоп.
побережья поголовно религиозно, а авторитет Церкви и священников стоит весьма высоко. Анкета по обследованию религиозной обстановки в Мурманской губернии в 1924 г. показала, что из числа православного духовенства на Кольском Севере все священники тихоновского направления. Кольская земля избежала влияния обновленцев, но столкнулась с иным расколом- внутри Мурманской общины верующих и причта Никольской церкви. В 1928 г. произошел переход Мурманского прихода под управление викарного епископа Гдовского Дмитрия. А уже 6 февраля 1929 г. указом Патриаршего Местоблюстителя Сергия “отдельно лежащий Мурманский округ, для удобства церковного управления по связи его железной дорогой с Карельской республикой, поручается в виде исключения ведению Епископа Олонецкого...”. Думается, что подобное решение было вызвано и конфликтом архиепископа Антония с одним из центральных приходов Кольского Севера. В указанный период священнослужителей весьма тревожила ситуация, сложившаяся в приходах: верующие стали реже посещать богослужения, причащаться и исповедоваться. Но в праздничные дни в Церковь по-прежнему многие ходят, и священникам не чинят препятствий в хождении по домам даже члены партии. На Кольском Севере одной из главных проблем в отношениях с властями стала проблема преодоления многочисленных запретов и ограничений для Церкви. Первая волна ликвидации церквей пришлась уже на первую половину 20-х гг. В тридцатые годы во всей Ленинградской области Мурманский округ поражает количеством закрытих храмов.1 В заключении подведены итоги исследования, указаны основные выводы. К отличительным особенностям Кольского Севера можно отнести в указанный период следующие: относительно ровное отношение населения к проблемам веры и Церкви в начале XX столетия и на протяжении первых лет Советской власти, более позднее введение нового религиозного законодательства в связи с существованием Северной области, отсутствие массовых репрессий в отношении духовенства и верующих в регионе, ухудшение положения Церкви и священнослужителей с моменга вхождения Кольского Севера в состав Ленинградской области, отсутствие обновленцев, массовое закрытие храмов в административном порядке, слабость антирелигиозной 21 ' ГАМ0.Ф.352.0п. 1Д. 183.Л.38об; ГААО.Ф.286,Оп. I ,Д.625.Л.75,411; ГАМО.Ф. 109.0п. 1.Д.7.Л.22-24;ЛОГАВ.Ф.Р-3176.0п. 1J1.50-53; Ф.3820.0п 1Д.343.Л.4 идр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz