Бардилева, Ю. П. Государственно-церковные отношения на Кольском Севере в первой трети ХХ века : специальность 07.00.02 - Отечеств. история: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Ю.П. Бардилева. – Мурманск : [б.и.], 2000. -22 с. - На правах рукоп.

требоисправлений на весь промысловый период. В большинстве клировых ведомостей о церквях встречаются записи, что молитвенное здание построено “тщанием ирихожан”. Строительство храмов на Кольском Севере часто осуществлялось по собственной инициативе жителей, что является, на наш взгляд, показателем неравнодушного отношения к вере и Церкви.1В то же время не следует идеализировать отношения РПЦ и местного населения. Уже в 1899 г. в отчете Кольского благочиния отмечалось, что четвертая часть прихожан нерадива в религиозно-нравственном отношении, что на призыв к выполнению христианского долга смотрит равнодушно. Однако планы церковного строительства в крае были грандиозны: открытие храма-памятника в новом городе Романове-на-Мурмане в честь всех погибших в Первой мировой войне; создание в Мурманском крае ставропигиального мужского монастыря и женской обители; строительство церквей и церковно-приходских школ вдоль линии Мурманской железной дороги.Но из-за затянувшейся войны и революций в г. Романове-на-Мурмане была возведена лишь небольшая деревянная Никольская церковь, а также действовали судовые церкви на судах “Ксения” и “Чесма”.2 В начале XX века значительно повысился уровень проводимых богослужений - в практику вошли проповеди внебогослужебные собеседования, катехизисные поучения. Священники отвечали за учет населения -вели метрические книги, где регистрировались крещения, рождения, венчания и смерти. Большую роль играла РПЦ и в распространении просвещения. В 1913 г. на территории Александровского уезда работали 14 церковно-приходских школ. Активную деятельность на ниве просвещения для детей и взрослых развернул и Трифоно- Печенгский монастырь. Церковь активно участвовала в работе обществ трезвости. Для проведения своих просветительских, трезвенных и благотворительных программ РПЦ нуждалась в финансовых средствах. На Кольском Севере у Церкви было два основных источника доходов : сборы пожертвований и хозяйственная деятельность. Пожертвования, собираемые в храмах были невелики, что объяснялось бедностью прихожан. В хозяйственной деятельности большую роль в связи со сложными 1 ГАМО.Ф. 17-И.Оп. 1Д 283.Л. 1-258;Ф.34-И.Оп. 1.Д32.Л.8;Ф.8-И.О|1.1Д. 193.Л 1-13;Ф.20- И.Оп.1.Д 134 Л.1-15 идр. 2 РГИА Ф.797,Оп,86 ( III отд., 5 стол).Д.131.Л.1-37об ;Ф.796.0п 202 (II отд., 2 стол).Д619.Л.1„2; Д.618.Л.2-8; Д.643.Л.З-5; Ф.274.0п.2.Д.1013.Л.32,33 идр. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz