Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная деятельность и атеистическая пропаганда на Европейском Севере в 1917-1930-е гг.: центр и регион // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 161-176.

что «...декрет был встречен массой недружелюбно...», причем отмечалась также и большая роль «проповедников религиозного культа» в его непри­ ятии.51 В Карелии же первоначально из опасения перед массовым недоволь­ ством крестьянства было решено притормозить осуществление вышеуказан­ ного декрета. 20 июня 1920 г. губернский комиссариат просвещения вынес решение оставить в школе под разными предлогами вероучение и религиоз­ ные обряды52. Первые же попытки советской власти провести декрет от 23 января (2 февраля) 1918 г. в жизнь в Архангельской губернии вызвали искреннее недо­ умение и возмущение жителей. На общем собрании прихожан Кольского Бла­ говещенского собора 4 февраля 1918 г. при решении вопроса о содержании прихожанами священнослужителей и храмов по новому законодательству ко- ляне отметили: «Все население Кольского полуострова без исключения пра­ вославное. Все мы даем государству и воинов, и материальные средства, и неужели же государство откажет верным сынам своим, здесь, на далеком се­ вере, в материальной помощи на устроение ими своей церковной и религиоз­ но-нравственной жизни». В конечном итоге собрание верующих постановило просить Поместный Собор сделать все возможное для непременного обеспе­ чения духовенства жалованьем от казны, с учетом распространения на него тех же привилегий, которыми пользуется чиновничество окраин.53 Постоянное преподавание Закона Божия сохраняется в Кольском двухклассном приход­ ском училище, в Мурманском высшем начальном училище на протяжении все­ го 1918 г. (по другим приходам записей в клировых ведомостях по этому во­ просу не содержится).54 Часто инициатива о сохранении обучения этому предмету принадлежит самим прихожанам. Так, например, общее собрание граждан Гавриловского общества 4 августа 1918 г. просило содействия благо­ чинного о назначении к ним в приход священника, который мог бы обучать де­ тей и удовлетворять духовные потребности христиан.55 Это обращение показывает, что население края не могло поверить, что государство может принять подобный декрет и что была еще надежда на бла­ гополучный исход решения вопроса и силы Собора. Однако уже в марте того же года на очередном собрании, прочтя и подвергнув критике указанный дек­ рет, обсудив послание патриарха «О событиях дня», было решено содержать священника собственными местными силами.56 Не следует, однако, забывать, что частичному сохранению прежнего положения Церкви на севере Архан­ гельской губернии способствовал тот факт, что до февраля 1920 г. на данной территории распространялась власть Временного Правительства Северной области, и лишь юг губернии контролировался советской властью. С конца 1918 г. планировалось и проводилось вскрытие святых мощей в губерниях. В VIII (ликвидационный) отдел Наркомюста в январе 1920 г. из от­ 51 ГААО. ДСПИ. - Ф. 1 Оп. 1.- Д. 27.- Л. 172. 52 Власьев Г.Е. О роли учительства Карелии в проведении в жизнь декрета о свободе совести в первые годы советской власти // Ученые записки Карельского педагогического института. Т. IX. - Петрозаводск: Госиздат Карельской АССР, 1960. - С. 37. 53Государственный архив Мурманской области (ГАМО).-Ф.16-И.-Оп. 1.-Д. 236.-Л. 5,5 об. 54ГАМО.- Ф. 16-И.- Оп. 1.- Д. 330.- Л. 12 об, 16 об. 55ГАМО.- Ф ,-16-И,- Оп. 1.- Д. 236,- Л. 2. 58Там же.-Л. 6. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz