Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера на рубеже XX-XXI вв. // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. - С. 180-188.

10.11. Бардилева Религиозная жизнь Кольского Севера на рубеже XX-XXI вв. Радикальные изменения в государственно-церковных отношениях края стали возможны с началом перестройки, особенно с 1990 г., когда 1 октября был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных ор­ ганизациях», а 25 октября - Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Число религиозных объединений в России после выхода этих законов уве­ личилось в два раза, что во многом объяснялось притоком в страну запад­ ных миссионеров - представителей самых различных вероисповеданий. Не стала исключением и Мурманская область. С 1990 г. в области действует Кольский Христианский Центр (входит в Союз христиан веры евангельской - пятидесятников (ХВЕП) в России), в октябре 1991 г. были зарегистрированы община финской Евангелистско- лютеранской церкви и духовный совет бахаистов, оформившихся в общину еще в 1990 г., община Адвентистов седьмого дня. В 1992 г. зарегистрированы Мурманское мусульманское религиозное объединение, приход Новоапо­ стольской церкви в г. Мурманске, «Общество сознания Кришны». 1994 г. отмечен в Мурманске созданием общины Церкви Христа. В эти же годы появляются отдельные христианские миссии и миссионерские общества (мурманское отделение межрегиональной миссии «Гедеон», мурманская христианская русско-норвежская миссия «Арктическая миссия», областное добровольное христианское миссионерское общество «Добрый самарянин». У некоторых их них, например, у новоапостольских христиан и ие- говистиов, были приверженцы в городах и поселках области, но поле ос­ новной деятельности большинства - Мурманск. Количество адептов, как правило, колебалось от 50 до нескольких сот человек. Причем многие те­ чения создавались после визита их будущих лидеров в область в качестве туристов. Все эти течения объединяет одно —заинтересованная поддержка со стороны духовных наставников из-за рубежа1. Свобода совести открыла путь не только религиозным организациям, действующим в рамках закона, но и всевозможным деструктивным объе­ динениям. В 1992—1993 гг. в области функционировало скандально извест­ ное «Белое братство», в 1994 г. в регионе наблюдалось появление членов секты «Аум Синрике», но закрепиться им не удалось. Появились в области и сатанисты. Об этом неоднократно сообщала местная пресса (разворочен­ ные и разрисованные сатанинской символикой надгробия кладбища в 11и- келе, самоубийства молодых людей и др.)2. 1Церковь и мир: рычаги влияния // Полярная правда. - 2003. - 21 июня. - С. 4. 2 На жертвеннике сатаны // Мурманский вестник. - 1997. - 7 марта. - С. 4; Сектанты здесь пришлись не ко двору // Мурманский вестник. - 1998. - 16 мая. - С. 3 и др. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz