Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера на рубеже XX-XXI вв. // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. - С. 180-188.

изошло со «Свидетелями Иеговы», так как их деятельность по «духовному просвещению» мурманчан, вызывала недовольство общественности и про­ тесты других конфессий'. Но, при том что исчезают некоторые прежние общины или группы, появляются и новые течения. Например, в 1998 г. зарегистрирована Мур­ манская христианская Церковь (Союз I (ерквей Веры евангельской, «обще­ ние Калвари»), в 1999 г. - Церковь евангельских христиан «Голгофа» (Со­ юз церквей евангельских христиан), в 2000-2001 гг. —религиозная органи­ зация современного иудаизма «Мурман» и Еврейская община г. Мурман­ ска (ортодоксальный иудаизм, Федерация еврейских общин России), в 2002 г. —Армянская апостольская Церковь. В 1998 г. в области официально действовало 71 религиозное объеди­ нение и 66 существовало без регистрации2. По данным на май 1999 г. чис­ ло православных приходов увеличилось по сравнению с прошлым годом на 12%, общин христиан-баптистов - на 33%, пятидесятников - на 44%. Всего в 1999 г. в области действовало 151 религиозное объединение3. По данным ведомственного реестра на учете в Управлении юстиции по Мур­ манской области по состоянию на 31 декабря 2001 г. состояло 100 религи­ озных организаций, в 2003 г. - уже 104. Однако, в июне 2003 г. в интервью «Полярной правде» консультант областного отдела по связям с общест­ венными и религиозными объединениями Д. Шевчук озвучил иную цифру: число религиозных объединений выросло до 200, относящихся к 20 кон­ фессиям4. Видимо, учитывая и незарегистрированные общины. В том же интервью Д. Шевчук отметил, что далеко не все религиоз­ ные организации равнозначны в численном отношении. Безусловное ли­ дерство по числу приверженцев - за Русской Православной церковью, но за 1998-2002 гг. выросло число организаций баптистов, иеговистов, пяти­ десятников и адвентистов седьмого дня. Д. Шевчук также опроверг тради­ ционное мнение о том, что верующие, как правило, это пожилые и мало­ образованные люди. По данным чиновника областной администрации, в области более 30% населения - верующие, причем это в большинстве сво­ ем люди в возрасте 20-40 лет. Многие религиозные организации - собственники финансовых и ма­ териальных средств. 56 приходов Мурманской и Мончегорской епархии 1 Однако, после регистрации головной организации «Свидетелей Иеговы» в Москве, мурманские власти зарегистрировали кольских «свидетелей» (2005 г.); Конфессий поубавилось // Полярная правда. - 2002. - 1 5 февраля. - С. 3. 2 Верить в Бога будем по закону // Мурманский вестник. - 1998. - 26 июня. - С. 2. 3 На Бота надейся, но и закон чти // Мурманский вестник. - 1999. - 12 мая. - С. 2. 4 Справка о зарегистрированных в Мурманской области религ иозных организациях, подготовленная Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области. 2 апреля 2007 г.; Церковь и мир: рычаги влияния // Полярная правда. - 2003. - 21 июня. - С. 4. 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz