Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера на рубеже XX-XXI вв. // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. - С. 180-188.
90-е гг. XX в. по праву можно назвать триумфальными для Русской Православной церкви после десятилетий гонений и репрессий. Стали воз рождаться и строиться новые храмы и на Кольской Земле, большие и ма лые, каменные и деревянные, часовни, домовые церкви: церковь Иоанна Предтечи (г. Кандалакша, 1989 г.), церковь Святых мучениц Веры, Надеж ды, Любви и матери их Софии (г. Североморск, 1991 г.), церковь Святого архистратига Михаила (пос. Росляково, 1991 г.), церковь Святых мучени ков Бориса и Глеба (пос. Борисо-Глебский, 1992 г.), церковь Димитрия Прилуцкого (г. Оленегорск, 1993 г.), церковь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» (пос. Мурмаши, 1994 г.), Свято-Троицкая церковь (Заполярный, 1995 г.), церковь Успения Пресвятой Богородицы (г. Апати ты, 1995 г.), церковь Святого Пантелиймона (г. Мурманск, 1995 г.), церковь Успения Пресвятой Богородицы (г. Ковдор, 1996 г.), часовня Ксении Пе тербургской (база отдыха «Лесная», 1996 г.), церковь «Живоносный источ ник» (г. Мурманск, рыбный порт, 1996 г.), Свято-Вознесенский собор, вто рой кафедральный собор Мурманской и Мончегорской епархии (г. Монче горск, 1997 г.), церковь Георгия Победоносца (г. Снежногорск, 1998 г.) и др.1 Мурманский облисполком 4 ноября 1990 г. принял решение «О воз вращении Кольского Благовещенского храма Русской Православной церк ви и строительстве в г. Кола здания музея поморских культуры и быта»2, чему предшествовали неоднократные обращения верующих в различные инстанции. 27 декабря 1995 г. в религиозной жизни Мурманской области про изошло важнейшее событие - образование Мурманской и Мончегорской епархии, которую возглавил епископ (в настоящее время архиепископ) Симон (в миру Валентин Петрович Гетя)3. Одной из насущных забот архи пастыря стало восстановление святой обители Трифона Печенгского, неко гда «могучего оплота православия на Севере». Постановлением Священно го Синода от 2 октября 1997 г. в истории Трифонов Печенгского монасты ря начался новый этап, там вновь стала возрождаться монашеская жизнь. Дальнейшему развитию религиозной жизни края во многом способ ствовало принятие 26 сентября 1997 г. Федерального Закона РФ «О свобо де совести и о религиозных объединениях». К этому времени относится и некоторое сокращение числа зарегистрированных общин в области, что объясняется самороспуском одних в связи с отсутствием адептов (напри мер, у Мурманского отделения межреспубликанской христианской миссии милосердия «Гедеон») и отказом в регистрации другим. Последнее про 1 Алистратова Н В. Православные церкви Кольского полуострова // Наука и бизнес на Мурмане. Серия «История и право». - 1999. - Т. 6: Храмы Кольского Севера. - № 3. - С. 59. 2 ГАМО. - Ф. 405. - Оп. 8. - Д. 3490. - Л. 65. 3 Православная жизнь Русского Севера // Вестник Мурманской Епархии. - Мурманск, 1 9 9 7 ,-№ 2 .- С . 4. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz