Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера на рубеже XX-XXI вв. // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. - С. 180-188.

90-е гг. XX в. по праву можно назвать триумфальными для Русской Православной церкви после десятилетий гонений и репрессий. Стали воз­ рождаться и строиться новые храмы и на Кольской Земле, большие и ма­ лые, каменные и деревянные, часовни, домовые церкви: церковь Иоанна Предтечи (г. Кандалакша, 1989 г.), церковь Святых мучениц Веры, Надеж­ ды, Любви и матери их Софии (г. Североморск, 1991 г.), церковь Святого архистратига Михаила (пос. Росляково, 1991 г.), церковь Святых мучени­ ков Бориса и Глеба (пос. Борисо-Глебский, 1992 г.), церковь Димитрия Прилуцкого (г. Оленегорск, 1993 г.), церковь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» (пос. Мурмаши, 1994 г.), Свято-Троицкая церковь (Заполярный, 1995 г.), церковь Успения Пресвятой Богородицы (г. Апати­ ты, 1995 г.), церковь Святого Пантелиймона (г. Мурманск, 1995 г.), церковь Успения Пресвятой Богородицы (г. Ковдор, 1996 г.), часовня Ксении Пе­ тербургской (база отдыха «Лесная», 1996 г.), церковь «Живоносный источ­ ник» (г. Мурманск, рыбный порт, 1996 г.), Свято-Вознесенский собор, вто­ рой кафедральный собор Мурманской и Мончегорской епархии (г. Монче­ горск, 1997 г.), церковь Георгия Победоносца (г. Снежногорск, 1998 г.) и др.1 Мурманский облисполком 4 ноября 1990 г. принял решение «О воз­ вращении Кольского Благовещенского храма Русской Православной церк­ ви и строительстве в г. Кола здания музея поморских культуры и быта»2, чему предшествовали неоднократные обращения верующих в различные инстанции. 27 декабря 1995 г. в религиозной жизни Мурманской области про­ изошло важнейшее событие - образование Мурманской и Мончегорской епархии, которую возглавил епископ (в настоящее время архиепископ) Симон (в миру Валентин Петрович Гетя)3. Одной из насущных забот архи­ пастыря стало восстановление святой обители Трифона Печенгского, неко­ гда «могучего оплота православия на Севере». Постановлением Священно­ го Синода от 2 октября 1997 г. в истории Трифонов Печенгского монасты­ ря начался новый этап, там вновь стала возрождаться монашеская жизнь. Дальнейшему развитию религиозной жизни края во многом способ­ ствовало принятие 26 сентября 1997 г. Федерального Закона РФ «О свобо­ де совести и о религиозных объединениях». К этому времени относится и некоторое сокращение числа зарегистрированных общин в области, что объясняется самороспуском одних в связи с отсутствием адептов (напри­ мер, у Мурманского отделения межреспубликанской христианской миссии милосердия «Гедеон») и отказом в регистрации другим. Последнее про­ 1 Алистратова Н В. Православные церкви Кольского полуострова // Наука и бизнес на Мурмане. Серия «История и право». - 1999. - Т. 6: Храмы Кольского Севера. - № 3. - С. 59. 2 ГАМО. - Ф. 405. - Оп. 8. - Д. 3490. - Л. 65. 3 Православная жизнь Русского Севера // Вестник Мурманской Епархии. - Мурманск, 1 9 9 7 ,-№ 2 .- С . 4. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz