Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.

вечера до пяти утра. Главный безбожник Карелии В. Клишко, характери­ зуя деятельность Иванова, отмечал, что его лекции достигли успеха - ры­ баки проголосовали за закрытие местной церкви и предложение священ­ нику стать в трехдневный срок рабочим либо покинуть становище. Свя­ щенник был вынужден уехать. Позднее Мурманский окружной исполком принял решение устроить в здании церкви больницу для рыбаков [5; 37, с. 22-23]. Однако даже в центральных печатных органах СВБ в начале 1930-х гг. отмечалось, что антирелигиозная пропаганда и работа на Мур- мане практически не ведется, а там, где и осуществляются какие-либо ме­ роприятия, имеются «перегибы» в деятельности. Например, этнограф Р.С. Липец указывала, что в с. Териберка на глазах у населения при ликви­ дации колокольни разгромили ее помещение, сбили колокол с церкви, пе­ реданной под клуб, а на закрытии двух церквей настаивали наперекор соб­ ранию граждан, угрожая закидать их камнями. Автор статьи предлагала отказаться от таких хулиганских методов работы и сосредоточиться на изучении природы религиозности у рыбаков и выявлении процесса ее от­ мирания в условиях нового быта, изучении социальных корней религии [41, с. 34]. По периоду 1933 - начала 1937 гг. практически не встречается ника­ ких упоминаний о деятельности безбожников на Кольском полуострове. Обращаясь к статье В. Николаева, напечатанной в «Полярной правде» в марте 1937 г., становится понятным, почему резко исчезли материалы о данной работе. Окружной Совет СВБ прекратил свое существование из-за отсутствия средств, а вслед за развалом руководящих структур организа­ ции стали распадаться и низовые ячейки безбожников. Автор сетовал, что после 1935 г. фактически перестали проводиться антирелигиозные лекции, профсоюзные и комсомольские организации отошли в сторону от проведе­ ния антирелигиозной работы, что привело к активизации деятельности «церковников» в регионе. Он призывал в срочном порядке рассмотреть во­ прос о восстановлении деятельности СВБ на Кольском полуострове и ак­ тивизации его работы [48]. Буквально через месяц после появления данной статьи на Кольский Север для организации городского совета СВБ в г. Мурманск из г. Ленин­ град приехал лектор Н. Бронницкий. Он прочел ряд лекций в Доме культу­ ры, на предприятиях города, провел антирелигиозный семинар для педаго­ гов. Выдержки из одной лекции, посвященной происхождению Пасхи, бы­ ли опубликованы в газете. В статье «За воинствующее безбожие» автор отмечал, что в г. Мурманск не существует окружной организации СВБ, что в предыдущем году в период рождественских праздников все городские и партийные структуры забыли о проведении антирелигиозных мероприя­ тий, и даже в 1937 г. ничего не делалось для проведения антипасхальных мероприятий, а те лекции, которые и намечались, зачастую оказывались 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz