Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.
достаточный контроль со стороны окружных структур СВБ в отношении низовых структур организации, случайный характер работы ячеек, по сути, пущенной на самотек. Причины этого виделись в частой смене руково дства Окружного Совета СВБ, отсутствии постоянных работников, отсут ствии в работе методов соцсоревнования, отсутствии дисциплины. Вы явить и преодолеть недостатки в антирелигиозной работе было решено в рамках проведения штурмового безбожного месячника [14, 55]. Результаты «налета» на клубы и библиотеки в ходе этого месячника показали, что ни один клуб не имел четких планов антирелигиозной рабо ты, что вся атеистическая литература старого издания, что никто вообще не слышал об объявлении безбожного месячника. Лишь организация Со- юзкино оказалась на «высоте» - в кинотеатре «Маяк» г. Мурманска прове ли кино-лекцию «Контрреволюция под флагом религии» и антирелигиоз ную выставку, показали кинофильм «Сектанты» [60]. Активизация работы принесла свои плоды безбожникам - они со брали 5 тысяч рублей на подводную лодку «Воинствующий безбожник», стала работать ежедекадная радиогазета «Мурманский безбожник», появи лось 60 новых безбожных ячеек, провели антирелигиозный семинар, начал действовать рабочий антирелигиозный радиоуниверситет [56] и т.п. Однако успехи были недолгими. Уже в антирождественской кампа нии 1932 г. отмечалось, что к проведению мероприятий многие коллекти вы отнеслись формально - например, в с. Кола не велось никакой работы. Единственный клуб в г. Мурманск, который развернул антирелигиозную подготовку - клуб пищевиков (писали лозунги, организовывали агитбри гаду) [26]. Более инициативными были безбожники Кандалакшского района. Организатором ячейки здесь в июле 1929 г. был главный кондуктор пасса жирских поездов, упоминавшийся выше, С.М. Сенякин. В 1930 г. он про шел областные антирелигиозные курсы, провел несколько октябрин, анти религиозных вечеров, организовал работу трех агитбригад на лесозаготов ках, одну ударную поездную кондукторскую безбожную бригаду службы движения. Им были организованы 15 ячеек СВБ (600 человек), закрыта церковь в дер. Федосеевке. Но и здесь отмечались недостатки, такие, на пример, как: слабое руководство низовыми ячейками, слабая связь антире лигиозной работы с хозяйственными и политическими кампаниями. В августе 1932 г. антирелигиозник Карельского СВБ Иванов посетил «далекий Мурман», выехав в становище Гавриловка, где находилось около 2 тысяч рыбаков Сорокского, Кемского и Кандалакшского районов. По до роге туда он остановился в Мурманске, где прочел две лекции - для войск ОГПУ и городского населения на темы «Тайны Соловецкого монастыря» и «Вскрытие мощей Елисея Сумского чудотворца». В ст. Гавриловка Иванов прочел пять лекций прямо под открытым небом, на улице. Примечательно, что одна из них проходила с девяти часов 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz