Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.

достаточный контроль со стороны окружных структур СВБ в отношении низовых структур организации, случайный характер работы ячеек, по сути, пущенной на самотек. Причины этого виделись в частой смене руково­ дства Окружного Совета СВБ, отсутствии постоянных работников, отсут­ ствии в работе методов соцсоревнования, отсутствии дисциплины. Вы­ явить и преодолеть недостатки в антирелигиозной работе было решено в рамках проведения штурмового безбожного месячника [14, 55]. Результаты «налета» на клубы и библиотеки в ходе этого месячника показали, что ни один клуб не имел четких планов антирелигиозной рабо­ ты, что вся атеистическая литература старого издания, что никто вообще не слышал об объявлении безбожного месячника. Лишь организация Со- юзкино оказалась на «высоте» - в кинотеатре «Маяк» г. Мурманска прове­ ли кино-лекцию «Контрреволюция под флагом религии» и антирелигиоз­ ную выставку, показали кинофильм «Сектанты» [60]. Активизация работы принесла свои плоды безбожникам - они со­ брали 5 тысяч рублей на подводную лодку «Воинствующий безбожник», стала работать ежедекадная радиогазета «Мурманский безбожник», появи­ лось 60 новых безбожных ячеек, провели антирелигиозный семинар, начал действовать рабочий антирелигиозный радиоуниверситет [56] и т.п. Однако успехи были недолгими. Уже в антирождественской кампа­ нии 1932 г. отмечалось, что к проведению мероприятий многие коллекти­ вы отнеслись формально - например, в с. Кола не велось никакой работы. Единственный клуб в г. Мурманск, который развернул антирелигиозную подготовку - клуб пищевиков (писали лозунги, организовывали агитбри­ гаду) [26]. Более инициативными были безбожники Кандалакшского района. Организатором ячейки здесь в июле 1929 г. был главный кондуктор пасса­ жирских поездов, упоминавшийся выше, С.М. Сенякин. В 1930 г. он про­ шел областные антирелигиозные курсы, провел несколько октябрин, анти­ религиозных вечеров, организовал работу трех агитбригад на лесозаготов­ ках, одну ударную поездную кондукторскую безбожную бригаду службы движения. Им были организованы 15 ячеек СВБ (600 человек), закрыта церковь в дер. Федосеевке. Но и здесь отмечались недостатки, такие, на­ пример, как: слабое руководство низовыми ячейками, слабая связь антире­ лигиозной работы с хозяйственными и политическими кампаниями. В августе 1932 г. антирелигиозник Карельского СВБ Иванов посетил «далекий Мурман», выехав в становище Гавриловка, где находилось около 2 тысяч рыбаков Сорокского, Кемского и Кандалакшского районов. По до­ роге туда он остановился в Мурманске, где прочел две лекции - для войск ОГПУ и городского населения на темы «Тайны Соловецкого монастыря» и «Вскрытие мощей Елисея Сумского чудотворца». В ст. Гавриловка Иванов прочел пять лекций прямо под открытым небом, на улице. Примечательно, что одна из них проходила с девяти часов 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz