Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.
Мурманского округа. Однако даже на окружную конференцию, проходив шую в 1929 г., из 500 городских и 300 деревенских безбожников прибыло лишь 25 человек. Уже в мае 1929 г. появилась статья «На антирелигиозном фронте», в которой подробнейшим образом обговаривались недочеты без божников края: «Работники бюро ячеек союза безбожников совершенно не чувствуют себя ответственными за порученную им работу, кое-как прово дя антирелигиозную пропаганду исключительно от случая к случаю - от пасхи до рождества. Существуют уголки безбожников, но никакой дейст венной работы в них не ведется... Клубы также не ведут систематической работы в этой отрасли...» [39, 45]. Активизация этой деятельности придет ся лишь на вторую половину тридцатых годов и будет напрямую связана с кампаниями по окончательной ликвидации храмов и арестами священно служителей в Мурманской области. В 1930-е гг. в региональной печати прослеживаются три основных направления в антирелигиозной деятельности - пропагандистское, связан ное с публикацией статей об истории религии, происхождении религиоз ных праздников, проблемах взаимоотношений науки и религии; поиск но вых методов и форм проведения антирелигиозных кампаний, борьба с не достатками в деятельности местных ячеек СВБ; резкая критика местного духовенства, обличительные статьи в его адрес, заметки, направленные на борьбу за закрытие храмов. В публикациях 1930 г. акцент по-прежнему делался на антирождест- венские и антипасхальные кампании, в рамках которых предлагалось вести борьбу с прогулами, пьянством, бороться за коллективизацию рыбацких и оленеводческих хозяйств, преодолевать влияние священников на массы населения, не допускать срыва пятилетнего плана под влиянием «ласковых попов». В то же время критике подвергались и те, кто недооценивал значе ния проведения антирелигиозных кампаний - это «...правый уклон на практике, прямое пособничество интервентам и вредителям» [47, 49, 63]. Недовольство в начале 1930-х гг. вызывала и деятельность Окружно го Совета Союза Воинствующих Безбожников (СВБ): «В окрсовете СВБ полнейший хаос. Нет людей, нет денег, нет никакой живой связи ни с ячей ками на местах, ни с районом, за исключением редкой посылки директив. ...Из 3-х тысяч человек, намеченных завербовать в антирождественскую кампанию в СВБ, выполнено 400. По городу и району только 2 557 членов СВБ. С женщинами и с нацменами (за исключением двух организованных кружков у финнов и татар) работы не ведется. По членским взносам за долженность в 500 рублей. Антирелигиозная работа, слегка оживляясь на пасху и рождество, как правило, в дальнейшем замирает... Не пора ли при тянуть к ответственности членов окрсовета СВБ за срыв работы...» [63]. Точно такие же настроения прослеживаются и в оценках деятельно сти СВБ на Кольском Севере и в начале 1931 г. В статьях «Полярной прав ды» отмечалось «хладнокровие» комсомола в антирелигиозной работе, не 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz