Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.

ными и антицерковными призывами. 13 января 1925 г. в газете «Полярная правда» было опубликовано его письмо о снятии сана, в котором он отме­ чал, что в мае 1924 г. «...не только снял с себя сан жреца, но и вышел со всем семейством из коллектива т.н. верующих. Собственно говоря, я нико­ гда и не был священником в обычном смысле этого слова, так как мои убеждения не могли вмещаться в узкие рамки любого церковного испове­ дания. Надел рясу... для наиболее авторитетной работы на пользу просве­ щения людей в смысле раскрепощения их от духовно-телесных уз рабст­ ва... амвон был превращен мною в политическую трибуну» [64]. В Государственном архиве Мурманской области сохранилось еще одно его пламенное обращение к населению по поводу снятия с себя сана под названием (эпиграфом) «Именем бессмертного всемирного вождя тру­ дящихся, обремененных и освобожденных, Владимира Ильича Ленина, усерднейше прошу редакцию «Полярной Правды» поместить открытое письмо моему бывш. другу П.П. Антонову на добрую память». В нем он писал: «Когда я был Попом, меня с ног до головы обливали самыми гряз­ ными, заразными помоями. И поделом скажу, мало этого дураку!.. Когда я отрезвился, рассчитался с религией, поставив над нею крест, не позволю никому позорить мое политически честное имя...Я был всегда революцио­ нер... имя умбского попа, как смелого борца за правду, стало известно от Поноя до Оланги и даже дальше...» [11]. По территориям Кольского Севера, принадлежавшим в администра­ тивно-территориальном отношении к КАССР в 1920-е гг., известна лишь незначительная информация о развертывании антирелигиозной деятельно­ сти. Так, например, в газете «Красная Карелия» сообщалось, что в октябре 1929 г. местком ст. Кандалакша командировал в Княжую губу кондукторов Кандалакшского резерва Сенякина и Егорова для проведения докладов о третьем займе индустриализации и дне коллективизации, параллельно с этими выступлениями предполагая провести и антирелигиозные меро­ приятия. Сенякин, как председатель ячейки Союза Безбожников (по- видимому, в Кандалакше), провел антирелигиозную беседу, после которой часть княжегубцев высказалась за создание безбожной организации в сво­ ем селе и о закрытии местной церкви. Верующих тут же попросили успо­ коиться: «...Кандалакшские транспортники рабочие приехали не закрывать церковь... Они приехали разъяснить, что религия есть дурман, яд для на­ рода и когда это поймет большинство княжегубцев, то они сами убедятся, что им церковь не нужна и закроют ее сами». В будущую княжегубскую ячейку безбожников записалось 30 человек, которые решили в ближайшие религиозные праздники провести диспут с местным священником [38]. Хотя во второй половине 1920-х гг. и была развернута широкая ан­ тирелигиозная пропаганда на Кольском Севере, сами безбожники края не были довольны ее качеством. Созданный в 1925 г. Союз безбожников в г. Мурманск курировал деятельность всех безбожников губернии, а затем и 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz