Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.

ввиду отсутствия пропагандистских сил, сосредоточить внимание на про­ ведении массовых антирелигиозных кампаний [2, л. 7]. 14 октября 1925 г. союз друзей газеты «Безбожник», существовав­ ший с 1923 г. в Мурманской губернии был переименован в «Союз Безбож­ ников» [2, л. 51]. 30 ноября 1925 г. открылась первая Мурманская городская конфе­ ренция членов Союза Безбожников (СБ) СССР. В статье Глазова отмеча­ лось, что главная задача этой конференции - «...наметить правильные пу­ ти к объединению всех безбожных сил Мурманской губернии и дать пра­ вильную линию ведения антирелигиозной пропаганды в городе и деревне». Конференция должна была рассеять сомнения в том, что в Мурманске и так все безбожники, что нет здесь почвы для антирелигиозной работы. Подчеркивалось, что методы насмешек над религией отжили свое время, что пора переходить к «...серьезной деловой пропаганде... на естественно научной базе...» [30]. В рамках данной конференции было решено установить тесные взаимоотношения с партийными, комсомольскими и профсоюзными орга­ низациями и Центральным и Областными Советами «Союза Безбожников СССР, укрепить ячейки на местах, выделив в них специальные секции (ху­ дожественно-пропагандистскую, научно-методическую, рабкоровскую), наладить плановость в работе, организовать новые ячейки и антирелигиоз­ ные кружки в волостях и становищах, устраивать платные постановки и вечера антирелигиозной направленности (для укрепления материальной базы местного «Союза Безбожников»), привлекать к антирелигиозной ра­ боте передовую часть рабочих, молодежи, партийные, комсомольские и пионерские организации и т.п. В состав нового губернского совета Союза безбожников вошли: Пикин, Глазов (Совпартшкола), Гудков (клуб желез­ ной дороги), Емельянов, Гашев (Местран), Степанова, Петровский (желез­ ная дорога). Кандидатами на вступление в его ряды были Бахирев (тамож­ ня) и Шабанов (тяга) [70]. 11 декабря 1925 г. в г. Мурманск прибыл известный ленинградский лектор-антирелигиозник (упомянуто только его имя - Анатолий), который с 12 по 16 декабря должен был провести в клубе им. Володарского пять лекций [42]. Вообще, появление новой антирелигиозной структуры в регионе планомерно готовилось - на протяжении всего 1925 г. газеты активно пуб­ ликовали критические заметки, направленные против религии и Церкви - письма священников, снявших сан, призывы отправить старых богов на гильотину, антицерковные стихи не очень хорошего качества (и по содер­ жанию, и по форме), которые другие пропагандисты позднее подвергли разгрому [13, 15, 24, 25, 28, 52, 61, 64, 66, 68, 72, 73, 74]. Особенно показательным был отказ от веры умбского священника Анатолия Попова, который еще в 1918 г. активно выступал с революцион

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz