Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.

мифологии. День разрыва вековых традиций... Сжигая Бога мы рвем рели­ гиозные вериги...” ...Карнавал создал эффект. Если мало было точного- научного, то это не значит, что было шаблонным и похабным» [4, л. 3]. За­ были о запрете на карнавалы и шествия с факелами и при проведении ан- тирождественских мероприятий в Кандалакше - после спектакля и лекций устроили «факельцук» (шествие с факелами и «хоругвями» - портреты Ле­ нина и Либкнехта, карикатурами царя, попа, кулака, с пением песен на церковные мотивы и трезвоном сковород). В г. Александровск провели дет­ скую елку, шесть маскарадов. Эти мероприятия ошеломили жителей Коль­ ского Севера - по г. Мурманск в отчете указывалось, что после сжигания «Бога» публика «.. .точно ошарашенная стоит не шелохнется» [4, л. 3]. В 1924 г. в местной печати появились призывы читать и покупать атеистическую литературу, посещать антирелигиозные лекции. В перио­ дической печати публиковались разоблачительные статьи против священ­ ников. В частности, сообщалось, что священник с. Умба занимается вымо­ гательством продуктов у своих прихожан, а священник Попов и дьяк из с. Варзуга заставляют односельчан работать на себя, что в с. Ловозеро свя­ щенник долго маскировался под «пролетария» в местном кооперативе, но был разоблачен и изгнан из него [57, 59, 62] и т.п. В отчете о работе Мурманского губкома РКСМ с 1 декабря 1923 г. по 1 марта 1924 г. сообщается, что влияние Церкви как в городе, так и в де­ ревне на молодежь в регионе не распространяется. Позднее, отчитываясь о проведении антипасхальных мероприятий 7-9 апреля, представители Мурманского губкома РКСМ отмечали успех лекций и театральных поста­ новок на антирелигиозные темы. Однако, судя по отчету, мероприятия ус­ пешно прошли лишь в Кандалакше, Мурманске и Александровске. При­ чем, в г. Александровск вновь не смогли удержаться от карикатур на рели­ гию - провели «заутреннюю» с помещением «богов» в гроб [4, л. 7, 14-15]. Лишь к 1925 г. ситуация в деле антирелигиозной пропаганды в Мур­ манской губернии стала меняться. В статье В. Серебряного «Как прово­ дить пасхальную антирелигиозную кампанию в нынешнем году» отмеча­ лось, что бессодержательные «...насмешки над религией, резкие выпады, крикливая анти-поповщина - все это нужно оставить» [65]. Приветствовался переход к новому советскому быту. В газетах 1924-1925 гг. отмечали проведение «красных свадеб», «красных октяб- рин», ратуя за отказ от церковного венчания и таинства крещения, срыв проведения религиозных праздников [27, 58, 69] и т.п. Однако темпы и результаты антирелигиозной работы в Мурманской губернии не очень-то радовали ее руководителей. В протоколе № 8 заседа­ ния агитколлегии Мурманского губкома РКП(б) отмечалось, что работу надо признать, находящейся в зачаточном состоянии. Предлагалось стре­ миться к углублению содержания работы в уже существующих ячейках, а 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz