Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.

местах предложили провести «комсомольское вознесение» и «комсомоль­ скую троицу». Правда, газеты в 1922-1923 гг. не очень активно включились в рабо­ ту по распространению антирелигиозных взглядов. Буквально несколько статей было посвящено агитации за обновленческую Церковь, борьбе с го­ лодом, соотнесению дат юлианского и григорианского стилей при опреде­ лении выходных дней с учетом праздников верующих и подготовке к «комсомольскому рождеству» в начале 1924 г. [1, 16, 31, 32, 43, 54, 77]. Секретарь Мурманского губкома РЛКСМ Финкельштейн и заве­ дующий агитотделом Мурманского губкома РЛКСМ Зильберман подчер­ кивали, что «Комсомольская пасха в отличие от предыдущих празднова­ ний должна охватить максимум взрослого населения рыбаков и оленево­ дов». Однако как ни ратовали за проведение антирелигиозных кампаний, население далеко не охотно на них откликалось. В Тетринском волиспол- коме комсомольская ячейка отмечала, что «комсомольское рождество» здесь не проводилось, так как «...у рыбацкого населения засел глубокий корень религии, который необходимо вырвать... не насмешками, а науч­ ными доказательствами...» [10]. В отчете Мурманской губернской организации РКСМ «О Комсо­ мольском рождестве на Мурмане» (6 февраля 1924 г.) отмечалось, что в первых числах декабря 1923 г. на заседании агитколлегии губкома РКП(б) был поставлен вопрос о подготовке к Рождеству. При этом отмечалось, что была создана специальная комиссия по проведению «комсомольских свя­ ток», хотя сама идея этого мероприятия была почти никому неизвестна: «Комиссия думала ограничиться проведением лекции антирелигиозного содержания и устройством семейного вечера... надеясь все уладить в по­ следнюю неделю». Ситуация для местных антирелигиозников улучшилась лишь после приезда командированного Северо-Западным Бюро ЦК РКП(б) тов. Степанова, который провел в г. Мурманск в конце декабря 1923 г. че­ тыре антирелигиозные лекции. В г. Мурманск окончательные приготовле­ ния к проведению «комсомольского рождества» закончились лишь в де­ сять часов вечера 5 января 1924 г. Хотя, судя по отчету, мурманская орга­ низация РКСМ не усвоила советов Бюро ЦК РКСМ: 6 января в театре про­ вели лекции и спектакли по антирелигиозной тематике, а вот потом «...с шумом вылетает на улицу толпа комсомольцев с факелами. Впереди чело­ век одетый в белое. За ним на санках тащат истукана. С истуканом карти­ ны и карикатуры “Селянская Богородица” бросается в глаза. ...Истукан намалеван наподобие Бога. Немного сзади окруженный тесным кольцом комсомольцев идет человек в красном. Впереди поют “Рождество твое Христе Боже наш”. Сзади тихо напевают революционные песни... Рево­ люционные песни поются все явственнее и громче... Сжигают Бога. За­ дорный смех несется со всех сторон. Облитый керосином «Бог» горит яр­ ко. ...Слова Красного: “Наше Рождество - это день научного понимания 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz