Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.

утверждал, что религия «...доживает свои последние дни и только тогда мир вздохнет облегченно, когда он совершенно отделается от темноты и религиозных верований» [76]. В 1922 г. были сформулированы основные задачи мурманских пар­ тийных организаций в деле антирелигиозной пропаганды. В них отмеча­ лось, что « ...в настоящее время, в особенности у нас на Мурмане, члены партии обнаруживают полное равнодушие, а в худшем случае и некоторое послабление по отношению к религии и религиозным организациям». В то же время подчеркивалось, что все население побережья поголовно религи­ озно, а авторитет Церкви и священников стоит весьма высоко, так, что они буквально руководят населением. В результате были приняты следующие решения: «...как можно скорее приступайте к деятельной антирелигиозной пропаганде... если духовенство или община верующих начинает уклонять­ ся... в сторону контрреволюции, немедленно возбуждайте против них за­ конное преследование» [6]. В марте 1923 г. был создан антирелигиозный кружок при агитотделе Мурманского губкома. Каждое воскресенье он проводил занятия в Доме Просвещения. Первые лекции были посвящены разоблачениям религиоз­ ных праздников, вопросам происхождения религии, здесь же подготавли­ вались карикатуры антирелигиозного толка [7, л. 82а, 83, 88, 89]. Исходным пунктом для систематической антирелигиозной пропа­ ганды должна была послужить «комсомольская пасха». Как видно из отче­ та мая 1923 г., данная акция успешно прошла в Коле и Мурманске, а в Александровске - нет, так как, по мнению антирелигиозников «обыватель­ ское и лицемерное» население своей психологией подорвало данную кам­ панию. В том же г. Александровск не удалось «как следует» провести на следующий год и кампанию «комсомольского рождества». И дело здесь, наверное, не только в нехватке антирелигиозной литературы, но и в сохра­ нении традиций и веры не только среди русского православного населе­ ния, но и среди финнов. Так, в Тюва губе финны запирали дома детей, что­ бы те не шли на антирелигиозные собрания [7, л. 2а-2д, 12, 51; 9]. В целом, планы антирелигиозного кружка г. Мурманск поражают своей детализацией и подробностью. Мероприятия были расписаны бук­ вально по дням. Так, в апреле 1923 г. предполагалось провести работу по изучению баптистов, поместить в газете антирелигиозные статьи, подгото­ вить работу волостных антирелигиозных конференций. В мае предусмат­ ривались лекции и фильмы, разоблачающие религию, подбор литературы для атеистической библиотеки, в июне и июле - устройство диспута между православными священниками и баптистским духовенством. Причем дис­ пут предполагалось вызвать газетной кампанией, но, в крайнем случае, до­ пускалось и прямое давление на священнослужителей. Интересно, что в то же время, предполагалось проведение политсуда над комсомольцами, оск­ вернившими христианские праздники. Из дополнительных кампаний на 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz