Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере в 1920-е - 1941 гг. // XI Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2015. – С. 4-17.

неподготовленными ни по содержанию, ни по организации привлечения населения к их посещению [12, 20, 23]. Следом появилась статья Крупской Н., в которой отмечалось, что ве­ дя антирелигиозную пропаганду, «...надо иметь в виду, конечно, не только православную религию, но и другие религии...», что лишний раз доказы­ вает, что основные усилия антирелигиозников в стране по-прежнему были сосредоточены на борьбе с Русской Православной Церковью [40]. Статьи Н. Бронницкого, П. Заковского, Б. Мойжеса и других антире­ лигиозников активно публикуовали в «Полярной правде» на протяжении всего 1937 г. Заголовки их всегда звучат либо как лозунги, либо как уни­ чижительная оценка противника: «За антирелигиозное воспитание детей», «Выше качество антирелигиозной работы», «Бдительность на фронте борь­ бы с религией», «Мракобесы», «Церковники распоясались», «Шпионов, ди­ версантов и вредителей уничтожим до конца!» [17, 18, 19, 22, 35, 44] и т.п. Судя по использованию термина «фронт», бороться с религией в конце 1930-х гг. решили не на жизнь, а на смерть. Для активизации работы безбожников края с 15 по 18 июня 1937 г. в г. Мурманск проводился организованный по инициативе Ленинградского областного СВБ антирелигиозный семинар, в рамках которого прошли обучение 30 человек. В Ленинградском областном совете СВБ, проведя выборочный анализ переписи населения 1937 г., пришли к выводу, что в г. Мурманск верующие составляют около 24 процентов от численности жи­ телей окружного центра - это на 5 процентов выше показателей по Ленин­ граду [3]. И это при отсутствии в городе в течение тринадцати лет дейст­ вующего храма! В 1938 г. на редакцию «Полярной правды» фактически возложили проведение просветительской антирелигиозной работы с населением края. Здесь регулярно размещались статьи известных пропагандистов страны - А. Юрина, Ф. Олещука, Б. Кандидова, Л. Черкашиной [36, 50, 51, 53, 75]. Однако это слабо помогало проведению антирелигиозной работы на местах. Заведующий отделом агитации и пропаганды Окружного комитета ВКП(б) В. Сойфер объяснял отсутствие антирелигиозной работы в Поляр­ ном, Териберском и Саамском районах успокоенностью представителей власти тем фактом, что в регионе не так уж и много верующих, а, следова­ тельно, проводить активную антирелигиозную агитацию не особенно и нужно. В Коле эта деятельность «...находится в загоне, с верующими по сути дела никто не работает». Инструктор Центрального Совета СВБ А. Дьяконов в очередной раз призывал местные силы безбожников активизировать работу при помощи профсоюзов, комсомольских организаций. Он сетовал, что окружная кон­ ференция безбожников, намеченная еще на ноябрь 1937 г., так и не состоя­ лась, что городской совет СВБ по-прежнему бездействует. Единственный район, где достаточно активно работали ячейки безбожников - Терский. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz