Бардилева, Ю. П. Закрытие церквей в Терском районе Мурманского округа и области в 1930-е- 1940 гг. // X Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2014. - С. 3-6.
маяк, во второй церкви - больницу, в третьей - склад. На общем собрании беспартийной молодежи вместе с комсомольцами 3 мая 1931 г. в Кузомени был произнесен доклад т. Шайкова о необходимости использования храмов под культурные нужды, в котором чувствуется весьма предвзятое отношение к религии и Церкви:« .. .Сознавая, что церковь играла и играет позорную роль в деле нравственного порабощения трудящихся... Кузоменская молодежь, требует от сельсовета об использовании церквей под культурные нужды села, одновременно вызываем молодежь других селений, а особенно Вар- зугу, имеющую 4 церкви, настаивать пред сель/советом об использовании церквей под культурные учреждения. В районе сплошной коллективизации нет места темным рассадникам религиозного дурмана, это место должны занять рассадники культуры трудящихся». Попутно из РИКа сообщали, что в Варзуге из четырех церквей в одной уже действуют ясли, а по поводу еще двух на общем собрании было принято постановление о закрытии1. Из Оленицкого сельсовета в Умбский РИК 25 июня 1936 г. был от правлен материал о голосовании по поводу закрытия церкви в этом насе ленном пункте. При голосовании 5 человек высказались за организацию церковной «двадцатки», а 81 - за передачу храма под клуб. В деле указы валось, что деревянная рубленная Оленицкая Предтеченская церковь 1895 г. постройки стоит закрытой с 1932 г. - двадцатки при ней нет, дого вора о пользовании зданием нет, ключи хранятся в течение трех лет в сель совете, а здание меж тем подвергается гниению и порче'. 29 марта 1937 г. Президиум Леноблисполкома утвердил решение Мур манского Окрисполкома и Пялицкого сельсовета о закрытии Никольской церкви с. Пялица. Решение было утверждено на основании того, что два дцатки здесь не существовало с 1932 г., здание не охранялось и не ремон тировалось, подвергалось разрушению. После закрытия церковь переобо рудовали в медпункт3. В апреле 1937 г. Кашкаранский сельсовет принял решение об ис пользовании Кашкаранской церкви под клуб, а Сальницкую - под пекарню колхоза. Все иконы и церковную утварь было решено передать в Варзугу, т.к. местное население отказалось их принять. Решение переоборудовать храмы было принято на основании того, что фактически с 1930 г. обе церкви были закрыты, а двадцатки при них отсутствовали4. 22 августа 1937 г. Ленинградская Комиссия по вопросам культов разрешила закрытие церкви Михаила Архангела в с. Чаваньга, здание ко торой не использовалось с 1934 г. Из 150 местных жителей голосовавших по вопросу о судьбе церкви 115 высказались за закрытие5. 1 ГАМО г. Кировска. Ф.Р-110. Оп. 2. Д. 7. JI. 4-6, 8, 11-1 Іоб., 15-16. 2 Там же. Д. 109. JI. 1, 6-6об. 3 ГАМО г. Мурманска. Ф.Р-162. On. 1. Д. 945. JI. 33. 4 ГАМО г. Кировска. Ф.Р-268. On. 1. Д. 67. Л. 12-13. 5 ГАМО г. Мурманска. Ф.Р-162. On. 1. Д. 945. Л. 39, 44. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz