Бардилева, Ю. П. Репрессивная политика государства в отношении православного духовенства Европейского Севера в 1930-е-1941 гг. // VI Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2010. - С. 172-187.
справки о реабилитации выдавались родственникам с указанием на мини мальную ответственность или причастность органов власти к гибели их близких, во многом - из-за опасений антигосударственных волнений, ко торые могли начаться в стране. Весьма активно, на протяжении всех 1930-х гг., велась разработка дел в отношении духовенства, обвинявшегося в антисоветской и антикол- хозной деятельности. В начале 1930-х гг. эти дела напрямую связывались с подрывом колхозного строительства, срывом планов по проведению сплошной коллективизации. С 1936 г. к этим обвинениям прибавилась от ветственность священников за «извращение Сталинской конституции». Как правило, и те, и другие дела выстраивались вокруг борьбы верующих- мирян и духовенства против закрытия храмов. Обвинения в антиколхозной деятельности становились удобным поводом для решения сразу двух задач в рамках антирелигиозной деятельности - ликвидации церквей и уничто жения священнослужителей. Еще в 1929 г. отмечалось недовольство закрытием храмов со сторо ны жителей Северного края: в Вохомском районе против занятия пристро ек церкви под ссыпку зерна в стихийном выступлении приняли участие около 500 женщин, избивших двух членов партии и уполномоченного по хлебозаготовкам, а в Северо-Двинском округе после проповеди священни ка Морозова присутствовавшие на ней женщины бросились в сельсовет, разогнали делегаток и потребовали не трогать батюшку и церковь. Такие же акции со стороны верующих, в основном женщин, наблюдались и в Ар хангельском, Няндомском, Вологодском округах Северного края: верую щие выступали против привлечения священников к лесозаготовкам, про тив отбирания храмов, снятия колоколов и т.п. Нередкими были случаи обращений верующих во ВНИК против принимаемых на местах решений о закрытии храмов и привлечении священников к различным работам. Не случайно поэтому, что через ОГПУ «по прямому проводу» всем окружко- мам и Коми-обкому Северного края было рекомендовано: «...Закрывать церкви после широкой подготовительной работы, избегать ареста священ ников при отсутствии компрометирующего их политического и уголовного материала, не допускать самочинных обысков, арестов священников от дельными партийцами и комсомольцами, проводить их в случае надобно сти только через ОГПУ, милицию» (13.02.1930 г.)1. Однако из всего реко мендованного было учтено лишь последнее предложение. Так, в 1930-1933 гг. в Карелии по обвинению в антисоветской и ан тиколхозной агитации был арестован ряд священнослужителей. Им в вину вменялись неудачи колхозного строительства. Обвинения осужденных бы ли трафаретными: «систематически проводил антисоветскую агитацию среди колхозников и единоличников... настраивал крестьян против выхода 1ГААО. - Ф. 290. - On. 1. - Д. 378. - Л. 6-7, 70. 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz