Бардилева, Ю. П. Репрессивная политика государства в отношении православного духовенства Европейского Севера в 1930-е-1941 гг. // VI Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2010. - С. 172-187.
К таким выводам следователи пришли на основе показаний некото рых обвиняемых: «Осенью 1929 г. в одной из проповедей о вере в бога священник Суворов говорил, наступило последнее время жизни на земле, смотрите, что стало, Сталин людей морит с голода, вы видите, к чему власть стремится, не верьте в проклятые богом постановления, стремитесь завлекать в церковь молодое поколение и не допускайте неверование в церковь»; «...священник Красильников хоть и недолго служит в Ковде, но уже успел проявить себя как человек недовольный Советской властью, во время бесед после церковной службы он говорил, что вскоре должны быть большие перемены, ибо народ больше терпеть не будет, колхозы только разорили крестьян»1. Ухудшали положение священников и некоторые факты их биографии, например знакомство священника А.В. Суворова с правящим архиереем Олонецким и приглашение последнего для богослужений из Петрозаводска в Кандалакшу, судимость А.А. Красильникова в 1930-1931 гг. за «подстре кательство» верующих бороться против закрытия церкви в Малошуйском приходе Онежского уезда, где он в то время был настоятелем храма. Не смотря на отрицание всех обвинений и констатацию следователями факта, что свидетели ничего серьезного не смогли сообщить об их шпионской и антисоветской деятельности, А.А. Красильников и А.В. Суворов были приговорены к 10 годам концлагерей с заменой наказания высылкой в Се верный край. Реабилитированы священники были лишь в сентябре 1959 г." Огромные масштабы карательных операций в Карелии, как отмечает Н.А. Басова, родились из двух агентурных разработок, заведенных районны ми отделениями НКВД в 1936 г. и получивших название «Повстанцы» и «Ди версанты». Дело о «повстанцах», начатое в июне 1937 г., привело, по данным И. Чухина, к аресту 63 священнослужителей и 124 «церковников» (верую- щих-мирян, церковнослужителей). В работе «Поминальные списки Карелии (1937-193 8 гг.)» в качестве репрессированных по этому делу значатся 47 свя щеннослужителей и 18 мирян3. Дело о «повстанцах» имело долгую предыс торию. Так, в Заонежском райотделении НКВД еще в 1927 г. начался сбор сведений в рамках разработки «Чудотворцы». Ее реализация под названи ем «Церковники» осуществилась спустя 10 лет в делах о «повстанцах». Аресты заонежского духовенства начались в июле 1937 г. в связи с тем, что в районе якобы существовала «контрреволюционная повстанче ская организация, готовившая вооруженное восстание в целях свержения советской власти и реставрации капитализма в СССР»4. Организатором ее был «назначен» епископ Трофим (Якобчук), который в 1926 г. был выслан 1ГАМО.-Ф. Н О .-О п .З ,-Д . 3460/2. - Т. 2. - Л. 32. 2Там же. - Т. 3. - Л. 42-44; Т. 6 (наблюдения). - Л. 18; Т. 6. - Л. 31 об., 32. 3Басова Н.А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах. - С. 229. 4 Цит. по: Басова Н.А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах. - С .231. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz