Бардилева, Ю. П. Репрессивная политика государства в отношении православного духовенства Европейского Севера в 1930-е-1941 гг. // VI Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2010. - С. 172-187.
24 января 1930 г. был заслушан доклад «О настроениях и действиях духо венства в связи с закрытием церквей». В нем отмечалось, что в связи с за крытием храмов, привлечением духовенства к лесо- и хлебозаготовкам, выплате повышенных налогов в деревне начинают распространяться слухи об имеющихся гонениях со стороны Советской власти на религию и ве рующих, о близости конца мира и пришествии антихриста1. Позднее эти высказывания достаточно часто будут приобщаться к материалам следст венных дел арестованных священников. Следственные дела репрессированных в 1930-е —1941 гг. священни ков можно условно разделить на три группы: одну из них составляют дела, в которых священники обвиняются не только в антисоветской деятельно сти, но и в шпионаже в пользу Финляндии, а также в повстанческой дея тельности, наиболее характерные для Кольского Севера и Республики Ка релия; другую - дела по распространению антисоветской и антиколхозной пропаганды и «религиозному одурманиванию населения», «извращению Сталинской конституции», прослеживаемые по материалам архивов УФСБ всех областей и республик Европейского Севера; третью - дела священни ков Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) или иерофеевцев, наиболее ха рактерные для Вологодской и, отчасти, Архангельской областей. К первой группе относится, например, начатое в 1933 г. в КАССР дело, занявшее несколько томов и получившее название «Заговор финско го генштаба», в результате разработки которого была «вскрыта контррево люционная организация» общей численностью 1 641 человек. Организация охватывала 15 районов КАССР и 7 районов Ленинградской области. Среди осужденных по нему в одном из районов оказались монахи, выдворенные из Соловецкого монастыря, проживавшие на момент ареста в Кеми, и ме стные священнослужители. Кемское духовенство обвинялось в руково дстве и идейном вдохновлении контрреволюционной повстанческой орга низации, готовившей к весне 1933 г. восстание. В деле упоминалось, что священник В. Самсонов якобы собирал у себя под видом крестин, именин и других поводов нелегальные сборища, где обсуждался вопрос о подго товке восстания. Четырем монахам, кроме этого обвинения, предъявили еще одно: «распространение среди жителей провокационных антисовет ских слухов о подготовляющейся священной войне против Советского Союза, о неизбежной гибели СССР, коммунистов и ударников», а также обвинение в «информировании членов контрреволюционной группировки о настроениях рабочих лесозавода и жителей г. Кеми». Все они были при говорены к срокам от 5 до 10 лет лишения свободы в лагере с заменой ссылкой в Севкрай на те же сроки2. Государственный архив Архангельской области (ГААО). - Ф. 290. - On. 1. - Д. 378. - Л. 6. Цит. по: Басова Н.А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах: Дис. ... канд. ист. наук. - Петрозаводск, 2006. - С. 223-224. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz