Бардилева, Ю. П. Репрессивная политика государства в отношении православного духовенства Европейского Севера в 1930-е-1941 гг. // VI Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2010. - С. 172-187.
духовенством республики пунктов новой Конституции и положений зако на о выборах отмечались и в других районах. Так, председатель церковной двадцатки с. Княжая Губа Кандалакшского района колхозница Молтырева ответила агитатору, направленному разъяснять новый избирательный за кон: «Я не пойду на кружок. Нам батюшка уже разъяснил Конституцию и новый избирательный закон»1. В некоторых делах 1930-х гг. отражено мнение самих священников по поводу репрессий, чинимых в государстве и Конституции 1936 г. На пример, один из свидетелей по обвинению священника г. Каргополя Ивана Алексеевича Шарецкого показал, что тот в июне 1937 г. говорил: «...Советское правительство нарочно придумывает всяких диверсантов, шпионов из заграницы с тем, чтобы выпущенная конституция осталась на бумаге - под сукном». В результате по приговору Каргопольского РО УНКВД 21 декабря 1937 г. о. Иван был расстрелян. В справке же о реа билитации, выданной его дочери в 1956 г., было указано, что он умер от крупозного воспаления легких 12.09.1941 г. в местах заключения, будучи осужденным на 10 лет ИТЛ, о чем был составлен документ в Архангель ском горбюро ЗАГС. Реабилитировали его в декабре 1959 г.2 Одним из нелепейших обвинений в отношении духовенства пред ставляется дело священника с. Верховажье Северной области Федора Ар сентьевича Кузьминского, которому 20 сентября 1937 г. был вынесен рас стрельный приговор. О. Феодора обвинили в том, что, наряду с поражен ческой агитацией, он восхваляет троцкистско-фашистскую банду! Сложно представить себе последнее, если учесть, что одним из идеологов уничто жения Русской православной церкви был Л. Троцкий3. Одну из наиболее специфических групп следственных дел в отноше нии духовенства и верующих представляют дела сторонников Истинно православной церкви, а точнее иерофеевцев, действовавших на территории современной Вологодской области. Речь идет о так называемом иосифлян- ском движении, связанном с неприятием декларации Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), возглав лявшегося митрополитом Петроградским Иосифом (Петровых). Самым громким делом по поводу праворадикально настроенных священников на Вологодчине стало дело иерофеевцев, весьма запутанное и до сих пор оставляющее ряд вопросов о взаимоотношениях священника Иерофея и местных властей. Наиболее подробно материал об этом движе нии отображен в деле «О контрреволюционной организации церковников C.-Двинского округа» (в 6 томах). По этому делу в декабре 1929 г. были 1Басова Н.А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах. - С. 227. 2 Архив УФСБ по Архангельской области. - Фонд прекращенных уголовных дел. - Д. П-9471. - Л. 1, 7-7 об., 22-23, 40, 56. 3 Архив УФСБ по Вологодской области. - Фонд прекращенных уголовных дел. - Д. П-14225,-Л . 7-8, 19. 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz