Бардилева, Ю. П. Репрессивная политика государства в отношении православного духовенства Европейского Севера в 1930-е-1941 гг. // VI Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2010. - С. 172-187.

или, как минимум, надежды на то, что прежние из них будут продолжать действовать. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе с искрив­ лениями партийной линии в колхозном движении» ЦК потребовал «реши­ тельно прекратить практику закрытия церквей в административном поряд­ ке». Комиссия по вопросам культа ставила вопрос о привлечении наруши­ телей данного закона к административной, а порой уголовной ответствен­ ности1. Однако это вовсе не означало полной лояльности властей к церкви и священнослужителям. Примечательно, что его арест был произведен как раз в то время, ко­ гда коляне активно боролись за сохранение своего храма действующим, обращаясь с просьбами не только к руководству Мурманского округа и в Леноблисполком, но даже в ЦИК ВКП(б). Роковую роль в обвинении свя­ щенника сыграли и его отношения с видными представителями российско­ го духовенства, стоявшими на позициях сохранения православия тихонов­ ского направления: архиепископом Петергофским Николаем Ярушевичем и митрополитом Ленинградским Алексеем Симанским (будущий Патриарх Всея Руси Алексий I). В октябре 1937 г. К.М. Мелетиев был расстрелян. Реабилитировали его лишь в мае 1989 г2. На территории КАССР уже даже предварительные обсуждения третьей по счету Конституции 1936 г. у большого числа духовенства поро­ дили надежды на лучшее будущее. Из Карельской АССР в течение 8 меся­ цев 1936 г. поступило 26 жалоб. Заявления с мест в первую очередь каса­ лись вопросов закрытия храмов, непосильных налогов с церковных зданий и духовенства, разного рода притеснений со стороны местных властей и других. При этом отмечалось, что характер заявлений изменился, почти в каждом имелись ссылки на 124 и 125 статьи новой Конституции, тон об­ ращений стал требовательнее и настойчивее3. Священник П. Смирнов из с. Вырозеро Заонежского района во время обсуждения проекта Конституции СССР в 1936 г. ходил по домам и убеж­ дал колхозников, что, согласно статье 125, верующие имеют полную сво­ боду религиозных шествий. Он также цитировал выдержки из доклада И.В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на VIII Всесоюзном съезде Советов (ноябрь 1936 г.), где тот высказался против лишения изби­ рательных прав «служителей культа». Кроме того, священник знакомил крестьян с настоятельно рекомендуемой тогда для чтения книгой Н. Ост­ ровского «Как закалялась сталь», извлекая при этом из нее неожиданную мораль: «Корчагин - бунтарь и погиб от того, что не внял Господним пре­ дупреждениям, после чего Бог покарал его слепотой». Факты разъяснения 1 ГАМО. - Ф. 140. - Оп. 3. - Д. 5641/2. - Л. 1, 5; Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. - 1990. - № 7. - С. 56. 2 ГАМО. - Ф. 140. - Оп. 3. - Д. 5641/2. - Л. 7-9, 12, 3 8 ^ 1 об., 43, 47. ' Басова Н.А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах. - С. 226. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz