Бардилева, Ю. П. Репрессивная политика государства в отношении православного духовенства Европейского Севера в 1930-е-1941 гг. // VI Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2010. - С. 172-187.
или, как минимум, надежды на то, что прежние из них будут продолжать действовать. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе с искрив лениями партийной линии в колхозном движении» ЦК потребовал «реши тельно прекратить практику закрытия церквей в административном поряд ке». Комиссия по вопросам культа ставила вопрос о привлечении наруши телей данного закона к административной, а порой уголовной ответствен ности1. Однако это вовсе не означало полной лояльности властей к церкви и священнослужителям. Примечательно, что его арест был произведен как раз в то время, ко гда коляне активно боролись за сохранение своего храма действующим, обращаясь с просьбами не только к руководству Мурманского округа и в Леноблисполком, но даже в ЦИК ВКП(б). Роковую роль в обвинении свя щенника сыграли и его отношения с видными представителями российско го духовенства, стоявшими на позициях сохранения православия тихонов ского направления: архиепископом Петергофским Николаем Ярушевичем и митрополитом Ленинградским Алексеем Симанским (будущий Патриарх Всея Руси Алексий I). В октябре 1937 г. К.М. Мелетиев был расстрелян. Реабилитировали его лишь в мае 1989 г2. На территории КАССР уже даже предварительные обсуждения третьей по счету Конституции 1936 г. у большого числа духовенства поро дили надежды на лучшее будущее. Из Карельской АССР в течение 8 меся цев 1936 г. поступило 26 жалоб. Заявления с мест в первую очередь каса лись вопросов закрытия храмов, непосильных налогов с церковных зданий и духовенства, разного рода притеснений со стороны местных властей и других. При этом отмечалось, что характер заявлений изменился, почти в каждом имелись ссылки на 124 и 125 статьи новой Конституции, тон об ращений стал требовательнее и настойчивее3. Священник П. Смирнов из с. Вырозеро Заонежского района во время обсуждения проекта Конституции СССР в 1936 г. ходил по домам и убеж дал колхозников, что, согласно статье 125, верующие имеют полную сво боду религиозных шествий. Он также цитировал выдержки из доклада И.В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на VIII Всесоюзном съезде Советов (ноябрь 1936 г.), где тот высказался против лишения изби рательных прав «служителей культа». Кроме того, священник знакомил крестьян с настоятельно рекомендуемой тогда для чтения книгой Н. Ост ровского «Как закалялась сталь», извлекая при этом из нее неожиданную мораль: «Корчагин - бунтарь и погиб от того, что не внял Господним пре дупреждениям, после чего Бог покарал его слепотой». Факты разъяснения 1 ГАМО. - Ф. 140. - Оп. 3. - Д. 5641/2. - Л. 1, 5; Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. - 1990. - № 7. - С. 56. 2 ГАМО. - Ф. 140. - Оп. 3. - Д. 5641/2. - Л. 7-9, 12, 3 8 ^ 1 об., 43, 47. ' Басова Н.А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах. - С. 226. 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz