Бардилева, Ю. П. Репрессивная политика государства в отношении православного духовенства Европейского Севера в 1930-е-1941 гг. // VI Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2010. - С. 172-187.
реставрации старого строя, бродяжничестве обвинялся монах Соловецкого монастыря Прокопий Федорович Никулин, расстрелянный в октябре 1937 г. В сентябре 1937 г. были приговорены к 10 годам ИТЛ священник Василий Николаевич Синявин и двое верующих-мирян д. Мольбище Во логодского района Севобласти за распространение слухов, что подавшие сведения о своей религиозной принадлежности для Всесоюзной переписи верующие будут лишены хлеба, а затем будут высланы на Соловки, но большевистская власть долго не просуществует, и верующие восторжест вуют во Христе1. Похожими по составу «преступлений» были и дела многих священ ников Кольского Севера. За проведение богослужений у себя на квартире и антисоветскую пропаганду был арестован и в декабре 1937 г. расстрелян мурманский священник Арсений Михайлович Коноплев - реабилитирован в апреле 1989 г. Умер в январе 1939 г. в Мурманской тюремной больнице обвиненный за антисоветскую пропаганду и пораженческие настроения варзужский священник Николай Николаевич Гусев - реабилитирован в мае 1998 г.; за антисоветскую деятельность был приговорен к ссылке в июле 1940 г. в Красноярский край сроком на 5 лет ранее уже отбывший 5-летний срок тюремного заключения по идентичному обвинению кандалакшский священник Федор Михайлович Миролюбов - реабилитирован в мае 1989 г. Умбский священник Григорий Евтихиевич Лисеенков в декабре 1937 г. был расстрелян по приговору суда, обвинявшему его в распространении антисоветских слухов против Конституции 1936 г. и активных действиях против мероприятий сельсовета по закрытию местной церкви - реабилити рован в мае 1989 г2. Наиболее показательным по Мурманскому округу было дело свя щенника Кольского Благовещенского собора Константина Михайловича Мелетиева, арестованного в августе 1937 г. как руководителя контррево люционной организации церковников, проводившего среди населения контрреволюционную агитацию против ВКП(б) и Советской власти, рас пространявшего слухи о возрождении храмового строительства в соответ ствии с новой «сталинской» конституцией. Отмечалось, что о. Константин заявлял, что Сталин разрешил открывать новые храмы, а местные власти чинят этому препятствия. Вполне возможно, что Конституция СССР 1936 г. была воспринята как смягчение политики государства в отношении религиозных верований граждан, так как в ней уже отсутствовали статьи по лишению избиратель ных прав духовенства. Понятны и ожидания по открытию новых храмов 1 Архив УФСБ по Вологодской области. - Фонд прекращенных уголовных дел. - Д. П-14559,-Л. 1-16; П -14596,-Л . 1, 15,33, 42-44. 2 ГАМО. - Ф. 140. - Оп. 3. - Д. 4634/2. - Л. 19-24; Д. 4634 (наблюдения). - Л. 1-3; Д. 1102/2. - Л. 28—47; Д. 3207 (наблюдения). - Л. 1-5; Д. 3207/2. - Л. 28; Д. 5752/2. - Л. 52, 54, 58, 59. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz