Бардилева, Ю. П. Основные тенденции духовной жизни Кольского Севера во второй половине XIX-XX вв. // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.] . – Мурманск : МГГУ, 2011. - С. 67-87.
школы Александровского уезда перешли в ведение Наркомпроса и финан сировались из государственных средств, были ликвидированы священники во флотских и армейских частях. В связи с этим приход к власти Правительства Северной области рассматривался Церковью как благоприятный для нее. Так, в декабре 1919 г. комиссия госконтроля при управлении г. Мурманска согласилась с необходимостью работ по отоплению и ремонту дверей в Никольской церкви. В планах строительства 1919 г. были отведены участки для новой церкви. Поэтому не удивительно, что, когда в Печенге появились англий ские войска, Трифоно-Печенгский монастырь оказал им помощь строи тельными материалами и возможностью размещения «на жительство в зданиях своих... на время борьбы с Финляндией и большевизмом в 1918 и 1919»1 . В период революции, Гражданской войны и интервенции на Коль ском Севере более быстрыми темпами начинает меняться религиозная си туация в крае, что во многом связано с миграциями населения внутри страны и появлением представителей иных государств на территории се верной окраины России. Настороженность православной церкви вызывает активное распространение в 1919 г. баптистского вероучения в районах железнодорожных станций Имандра и Оленья, появление в г. Мурманске общества евангельских христиан, проведение католических богослужений в г. Коле падре Эженом. В утвержденных планах строительства в г. Мур манске предполагалось отведение участков для возведения костела для пе реселенцев с линии железной дороги2. После падения Временного правительства Северной области на Кольском полуострове с 1920 г. началась практическая реализация Декрета об отделении церкви от государства, прошли массовые закрытия храмов и монастырей, конфискации церковного имущества и зданий, репрессии против духовенства. К сентябрю 1921 г. в Мурманском благочинии числи лось лишь 10 приходов - 3 городских (Кольский, Мурманский, Александ ровский) и 7 сельских (Кильдинский, Нотозерский, Ловозерский, Терибер- ский, Гавриловский, Рындский и Китовский)3. В связи с тем, что жалованье священникам, выплачиваемое жителя ми, было невелико или не назначалось вовсе, многие священнослужители вынуждены были работать в светских учреждениях, как, например, свя щенник Кольского собора Константин Мелетиев стал делопроизводителем при волостном отделе ЗАГСа, а священник Алексей Копылов работал бух галтером в Териберском кооперативе и в местном профсоюзе рыбаков4. 1 ГАМО. - Ф. 87-И. - On. 1. - Д. 31. - Л. 28. 2 Там же. - Ф. Р-45. - Оп. 1 .-Д . 1 4 .-Л . 56; Д. 15.- Л . 37, 37 об. Государственный архив Архангельской области (ГААО). - Ф. 1025. - Оп. 5. - Д. 1262.- Л . 230. 4 ГААО .-Ф . 2 8 6 ,- On. 1. - Д. 625. - Л. 411. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz