Бардилева, Ю. П. Основные тенденции духовной жизни Кольского Севера во второй половине XIX-XX вв. // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.] . – Мурманск : МГГУ, 2011. - С. 67-87.

во постепенно, благодаря основанным здесь в 1905 и 1902 гг. соответст­ венно норвежскоязычной школе-интернату для лопарей и лютеранской церкви, заняло место православия. Колонисты Мурмана из числа переселенцев-лютеран также с уваже­ нием относились к гостеприимному местному православному населению. Так, когда в колонии Цып-Наволок прекратились рыбные промыслы и православная церквушка закрылась, присматривать за ней и продавать крестики и свечи местным жителям остался норвежский колонист- лютеранин Мартин Фридриксен.В свою очередь, в отчетах местных чи­ новников и священников мы встречаем искреннее сочувствие колонистам- лютеранам, когда у них возникали проблемы религиозного характера. В 1874 г. в колонии Ура-Губа, населенной преимущественно финнами и нор­ вежцами, возникла лютеранская часовня, а в 1905 г. на Мурмане был от­ крыт особый евангелическо-лютеранский приход во главе с пастором Анд­ реем Густавом Вуотилой, приехавшим из Финляндии на постоянное ме­ стожительство в г. Александровск. Открытию кирхи в немалой степени способствовало решение Архангельской духовной консистории от 2 (15) марта 1900 г. на основе отчета благочинного о. Алексея Шилова о том, что открытие лютеранского прихода не нанесет православной вере вреда1. В 1886 г. финский сенат выделил на строительство молельного дома в Ура- Губе - 1 00 0 марок. Таким образом, появилось первое помещение для свершения религиозных потребностей лютеран Кольского Севера. В 1902 г. в г. Александровске (сегодня это г. Полярный), был создан офици­ альный Лютеранский приход. Пастор был направлен генеральной конси­ сторией С.-Петербурга. Это был А.К. Вуотила. Благодаря его стараниям окроплялась паства, проживающая в 28 колониях. К 1915 г. численность членов Лютеранского прихода на Мурмане, несмотря на малонаселенность этого края, достигла 1 942 человека (1 001 мужчина и 941 женщина). На­ циональный состав прихода был очень разнообразный. В основном это были колонисты финны - 85% и норвежцы - 9%. Но были также и местные жители саами (лопари) - 5% и 1% - русских и иных национальностей2. 1 Мацак В. К.П. Щеколдин и церковь Бориса и Глеба // Рыбный Мурман. - 1992. - 17 июля. - С. 12; ГАМО. - Ф.И.-17. - On. 1. - Д. 283. - J1. 99; Валиг Т. Гортер- Гронвик. Часовня Святого Георгия и история Русской Православной Церкви в округе Нейден // Источники по истории народной культуры Севера: Межвуз. Сб. науч. Тру­ дов. - Сыктывкар, 1991. - С. 123-132; Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период. - С .141; Материалы по статистическому исследованию Мурма­ на. Т. 2. Вып. 2. Описание колоний на Запад от Кольской губы до границ Норвегии. - ^ СПб.: Тип. И. Г о л ь д б ер га, 1903.- С . 92. ' Бардилева Ю.П. Кольский полуостров и Норвегия: к истории межцерковных взаимо­ отношений // Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. Мурманск, 1996. (История и право; Т. 5). -№ 2(13): Россия и Норвегия: грани сотрудничества. - 1999. - С. 7-13; История нашего прихода // http://soluschristus.ru/biblioteka/cerkvi_i_ obwiny/istoriya_na.4hego_prihoda_murmansk/. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz