Бардилева, Ю. П. Основные тенденции духовной жизни Кольского Севера во второй половине XIX-XX вв. // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.] . – Мурманск : МГГУ, 2011. - С. 67-87.
вия русской жизни»1. С началом Первой мировой войны, почти повсемест но при приходских церквях стали создаваться попечительские советы, поддерживавшие семьи, оставшиеся без кормильца. Совершенно новой тенденцией для религиозной жизни края с 1860-х гг. становится налаживание межрелигиозных контактов между представителями православного и лютеранского духовенства и верующи ми, исповедующими религиозные взгляды в рамках этих двух конфессий. В 1897 г. число жителей Кольского уезда составляло 9 183 (по другим дан ным - 9 291) человека, среди которых, несмотря на пестрый национальный состав, большинство были православными. Лишь 1 048-1 500 человек по учету 1900-1902 гг. из финских и норвежских поселенцев и колонистов принадлежали к лютеранскому вероисповеданию. На рубеже XIX - начала XX вв. религиозные контакты между церк вами Кольского полуострова и его соседей - Норвегии, Финляндии - на чинают строиться на основе добрососедских отношений, с учетом нужд местного населения приграничных территорий - района Печенги и Пазре- ки, и интересов Трифоно-Печенгского монастыря в этом регионе. Ориен тируясь на «благополучных» соседей, священники Кольской земли (о. Константин Щеколдин, о. Ионафан) занимались сбором этнографического материала, распространяли грамотность среди местного населения, откры вали школы для детей лопарей, налаживали контакты с местными фельд шерами и норвежскими докторами для оказания медицинской помощи ну ждающимся, привлекали население к перестраиванию обветшавших храмов. Наиболее ярким примером добрососедских отношений в начале XX в. могут служить религиозные контакты архимандрита Ионафана, игу мена Трифоно-Печенгского монастыря, и лютеранского епископа третьего епископства Северной Норвегии Петра Вильгельма Крейнделя Бекмана (1906 г.). Последний был удивлен не только хорошо поставленной хозяй ственной жизнью монастыря, но и тем теплом и радушием с которым его встретили на Кольской земле, разрешив даже принять участие в право славном богослужении. Причем, обе страны не чинили препятствий инаковерующим, прожи вающим на их территориях. Так, нявдемские лопари продолжали испове довать православную веру и принимать у себя православных священников из России, хотя Нявдомский погост целиком отошел Норвегии еще в 1826 г. (Нейден). Но и лютеранам-переселенцам в районе Чалм-озера никто не мешал жить в соответствии со своим церковным уставом (на территории Пазрецкого православного прихода в 1903 г. проживало 183 лютеранина). Правда, когда после событий 1917 г. в России православные священ ники с Кольского полуострова перестали приезжать в Нейден, лютеранст 1 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 797. - Оп. 86 (III отд., 5 стол). - Д. 131. - Л. 5, 5об., 11об., 25, 25об. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz