Бардилева, Ю. П. Основные тенденции духовной жизни Кольского Севера во второй половине XIX-XX вв. // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.] . – Мурманск : МГГУ, 2011. - С. 67-87.

вия русской жизни»1. С началом Первой мировой войны, почти повсемест­ но при приходских церквях стали создаваться попечительские советы, поддерживавшие семьи, оставшиеся без кормильца. Совершенно новой тенденцией для религиозной жизни края с 1860-х гг. становится налаживание межрелигиозных контактов между представителями православного и лютеранского духовенства и верующи­ ми, исповедующими религиозные взгляды в рамках этих двух конфессий. В 1897 г. число жителей Кольского уезда составляло 9 183 (по другим дан­ ным - 9 291) человека, среди которых, несмотря на пестрый национальный состав, большинство были православными. Лишь 1 048-1 500 человек по учету 1900-1902 гг. из финских и норвежских поселенцев и колонистов принадлежали к лютеранскому вероисповеданию. На рубеже XIX - начала XX вв. религиозные контакты между церк­ вами Кольского полуострова и его соседей - Норвегии, Финляндии - на­ чинают строиться на основе добрососедских отношений, с учетом нужд местного населения приграничных территорий - района Печенги и Пазре- ки, и интересов Трифоно-Печенгского монастыря в этом регионе. Ориен­ тируясь на «благополучных» соседей, священники Кольской земли (о. Константин Щеколдин, о. Ионафан) занимались сбором этнографического материала, распространяли грамотность среди местного населения, откры­ вали школы для детей лопарей, налаживали контакты с местными фельд­ шерами и норвежскими докторами для оказания медицинской помощи ну­ ждающимся, привлекали население к перестраиванию обветшавших храмов. Наиболее ярким примером добрососедских отношений в начале XX в. могут служить религиозные контакты архимандрита Ионафана, игу­ мена Трифоно-Печенгского монастыря, и лютеранского епископа третьего епископства Северной Норвегии Петра Вильгельма Крейнделя Бекмана (1906 г.). Последний был удивлен не только хорошо поставленной хозяй­ ственной жизнью монастыря, но и тем теплом и радушием с которым его встретили на Кольской земле, разрешив даже принять участие в право­ славном богослужении. Причем, обе страны не чинили препятствий инаковерующим, прожи­ вающим на их территориях. Так, нявдемские лопари продолжали испове­ довать православную веру и принимать у себя православных священников из России, хотя Нявдомский погост целиком отошел Норвегии еще в 1826 г. (Нейден). Но и лютеранам-переселенцам в районе Чалм-озера никто не мешал жить в соответствии со своим церковным уставом (на территории Пазрецкого православного прихода в 1903 г. проживало 183 лютеранина). Правда, когда после событий 1917 г. в России православные священ­ ники с Кольского полуострова перестали приезжать в Нейден, лютеранст­ 1 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 797. - Оп. 86 (III отд., 5 стол). - Д. 131. - Л. 5, 5об., 11об., 25, 25об. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz