Бардилева, Ю. П. Основные тенденции духовной жизни Кольского Севера во второй половине XIX-XX вв. // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.] . – Мурманск : МГГУ, 2011. - С. 67-87.
лекции по религиозно-нравственному воспитанию, русской истории и рус ской словесности, по географии и естественной истории, против пьянства. Воскресные чтения сопровождались показом картин с помощью “волшеб ного” (проекционного) фонаря1. Конечно же, на заботы о просвещении населения и собственное про цветание Церкви необходимы были немалые средства. И хоть казна и ду ховное ведомство выделяли на эти нужды некоторые суммы, все же не большие приходы и Трифоно-Печенгский монастырь в суровых северных условиях предпочитали во многом полагаться на самих себя. Образцом хо зяйственной деятельности можно назвать опыт Трифоно-Печенгского мо настыря, особенно в период, когда его настоятелем был архимандрит Ио нафан. Для ее описания весьма уместно привести слова архангельского гу бернатора С.Б. Бибикова: «Не получая со стороны, от богомольцев, ника ких приношений, монастырь обстроился и составил себе капитал... И чего не найдешь здесь: прекрасные луга, возделанные на глубоких торфяных болотах, образцовые стада, великолепные дороги по болотистой тундре, кирпичный завод, мельница, электрическое освещение и всевозможные мастерские»2. Практически все причты и приходские церкви к началу XX в. имели свои сенокосные и рыболовные угодья (пожни и тони), кото рыми их наделяли прихожане. В обязанности священнослужителей входило и составление ежегод ных духовных росписей прихожан, в которых указывалось число жителей и дворов в приходе, посемейные списки жителей, отмечалась их явка на исповедь и причащение. Священники вели метрические книги, где оформ лялись рождения, крещения, браки и смерти людей, то есть они выполняли функции современных ЗАГСов. Непростым стало для всех начало XX в.: войны, революции, кризисы власти. Однако даже в этих условиях заботились не только о нуждах воен ного времени, но и о душе и просвещении. В связи с начавшимся строи тельством Мурманской железной дороги в январе 1917 г. преосвященный Нафанаил, епископ Архангельский и Холмогорский, представил в Святей ший Синод свои соображения на сей счет. Он полагал, что по линии же лезной дороги следует построить примерно 11 церквей и 13 церковно приходских школ, надеясь, что в будущем население нашего края увели чится, а значит, об удовлетворении его духовных нужд необходимо поза ботиться заранее. Подобной мысли придерживалось и Совещание по уст роению и развитию Русского Севера, признавшее желательным «...ныне же обеспечить и удовлетворение потребностей духовных, путем постройки церквей и школ», чтобы новоселы сразу же попадали в «привычные усло 1 ГАМО. - Ф. И.-87. - Оп.1. - Д.26. - Л.60; Д.20. - Л. 7-12; Ушаков И.Ф. На Кольской земле. 2. Духовные. - С. 4. 2 Бибиков С.Д. Архангельская губерния, ее богатства и нужды. - Архангельск, 1912. - С. 94. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz