Бардилева, Ю. П. Основные тенденции духовной жизни Кольского Севера во второй половине XIX-XX вв. // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.] . – Мурманск : МГГУ, 2011. - С. 67-87.
Оживление религиозной обстановки в крае проявлялось как в росте обрядности, так и в увеличении просьб о регистрации религиозных объе динений. В 1988 г. были зарегистрированы 2 православные общины в Кан далакше и Мончегорске. Существовали и 2 незарегистрированные общины Совета церквей Евангельских христиан-баптистов и община пятидесятни ков и иеговистов. В 1990 г. в области начал действовать Кольский христианский центр (входит в Союз христиан веры евангельской - пятидесятников (в России)), в октябре 1991 г. были зарегистрированы общины финской Евангелистско- лютеранской церкви, Адвентистов седьмого дня, духовного совета бахаи стов (община существовала с 1990 г.); в 1992 г. - Мурманское мусульман ское религиозное объединение, приход Новоапостольской церкви в г. Мур манске, «Общество сознания Кришны», в 1994 г. - общины Церкви Хри ста. Появляются отдельные христианские миссии и миссионерские обще ства, (мурманское отделение межрегиональной миссии «Гедеон», мурман ская христианская русско-норвежская «Арктическая миссия», областное добровольное христианское миссионерское общество «Добрый самаря- нин»). У некоторых их них (новоапостольские христиане, иеговисты), есть приверженцы в области, но основное поле деятельности большинства - г. Мурманск. Количество сторонников, как правило, колеблется от 50 до нескольких сотен человек. Свобода совести открыла и возможности появления объединений де структивного характера. В 1992-1993 гг. в области функционировало «Бе лое братство», в 1994 г. появлялись члены секты «Аум Синрике», но за крепиться им не удалось. Известны случаи проявления сатанизма (сата нинская символика на кладбище в Никеле, самоубийства молодых людей и др.)1. 1990-е гг. - период активного возрождения РПЦ. Восстанавливаются старые и строятся новые храмы и часовни: церковь Иоанна Предтечи (г. Кандалакша, 1989 г.), церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (г. Североморск, 1991 г.), церковь Димитрия Прилуц- кого (г. Оленегорск, 1993 г.), церковь Успения Пресвятой Богородицы (г. Ковдор, 1996 г.), Свято-Вознесенский собор, второй кафедральный со бор Мурманской и Мончегорской епархии (г. Мончегорск, 1997 г.), храм Спаса-на-Водах (г. Мурманск, 2002 г.) и др. 1 Церковь и мир: рычаги влияния // Полярная правда. - 2003. - 21 июня - С. 4; На жертвеннике сатаны // Мурманский вестник. - 1997. - 7 марта. - С. 4; Сектанты здесь пришлись не ко двору// Там же. - 1998 . - 16 мая. - С. 3. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz