Бардилева, Ю. П. Основные тенденции духовной жизни Кольского Севера во второй половине XIX-XX вв. // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.] . – Мурманск : МГГУ, 2011. - С. 67-87.

Некоторое время, как бы в противовес политике в отношении люте­ ран и православных края, местные советские органы власти занимали ин­ дифферентную позицию по отношению к евангельским христианам и бап­ тистам, а также мусульманам, первые общины которых появились на Кольской земле в годы строительства Мурманской железной дороги, рево­ люции и Гражданской войны. Это выражалось, прежде всего, в том, что уполномоченным представителям данных общин выдавались вплоть до конца 1920-х гг. специальные разрешения на проведение необходимых им обрядов в общественных местах или в приспособленных для собраний не­ молитвенных зданиях (например, мурманская церковь христиан-баптистов во главе с И. Зрителевым проводила по разрешению окружного админист­ ративного отдела молитвенные собрания в пос. Дзержинского по субботам, воскресеньям, праздничным дням в марте 1928 г.; под руководством Г.М. Бурунова на улице Шмидта евангельские христиане проводили соб­ рания в 1928 г.; общине мусульман выдавалось разрешение на проведение собраний в складском помещении госторга г. Мурманска в 1937 г., в нач. 1920-х гг. в Мурманске было организовано религиозное медресе, однако оно просуществовало недолго: после указов о преобразовании всех рели­ гиозных образовательных учреждений в светские медресе превратилось в обычную школу, а его основатель уехал в Татарскую АССР). Сведения об иных конфессиях в архивных материалах достаточно скудны, что объясня­ ется с одной стороны малочисленностью групп, нетрадиционностью дан­ ных верований для Кольского Севера, а с другой - отсутствием официаль­ ной регистрации в государственных структурах. Однако к концу 1930-х гг. и они прекратили свое существование. Известно лишь, что действовавшая с 1928 г. в Мурманске община Евангельских христиан-баптистов прекра­ тила свое существование в 1937 г., когда многие ее представители были репрессированы. После 1937 г. не упоминается ничего и о мусульманской общине. С началом Великой Отечественной войны на «церковном фронте» установилось затишье, а с 1943 г. начинается политика поиска диалога с церковью, в результате которой последующие 15 лет явились для нее отно­ сительно спокойным периодом. Новый курс советской власти в отношении церкви на местах реали­ зовывали уполномоченные Совета по делам церкви при Мурманском ОИК. Эту должность с 1944 г. заняла Т.В. Киселева Изменение политики выразилось, прежде всего, в появлении воз­ 153, 161, 187, 209, 310; ГАМО. - Ф. 140. - Оп. 3. - Д. 5641/2. - Л. - 1-6, 12, 38-41а; Д. 3460/2 (т.1). - Л. 1-4; Д. 3460/2 (т. 2). - Л. 37. 41; Д. 4634/2(наблюдения). - Л. 1; Д. 4634/2. - Л. 21-22а; Д. 4550/2. - Л. 38; Д. 4550 (набл.). - Л. 17, 27 об, 37; Д. 3207/2, 3207 (набл.); Д. 3337/2. - Л. 1, 26-28; Д. 5752/2.- Л . 51, 54, 58; Д. 1102/2.- Л . 1-1об, 28-44; Д. 6658 (к набл.). - Л. 1,3; Д. 6658 (набл.). - Л. 38-38об, 39; Д. 6658/2. - Л. 99. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz