Бардилева, Ю. П. Основные тенденции духовной жизни Кольского Севера во второй половине XIX-XX вв. // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.] . – Мурманск : МГГУ, 2011. - С. 67-87.

Ю.П. Бардшева ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-XX ВВ. Период конца XIX-XX вв. для освещения основных тенденций в ре­ лигиозной жизни Кольского Севера выбран не случайно. На достаточно зна­ чительном хронологическом отрезке возможно проследить, как происхо­ дило становление и развитие многообразных религиозных конфессий и те­ чений на территории Кольского полуострова, с какими внутри- и внешне­ политическими причинами было связано их появление или, напротив, пре­ кращение деятельности. До 1860-х гг. господствующей конфессией на Коль­ ском Севере, начиная с XVI в., была Русская православная церковь, опре­ делявшая, по сути дела, все основные тенденции религиозной жизни края - христианизацию местного лопарского населения, строительство храмов и монастырей, просветительскую и хозяйственную деятельность в крае. От­ части эти тенденции нашли свое отражение и в конце XIX - начале XX вв. Традиции церковного строительства, во многом связанные с личной инициативой жителей, находят свое отражение в многочисленных клиро- вых ведомостях. В большинстве из них встречаются записи о том, что храм построен «тщанием прихожан» либо «на средства рыбопромышленников», крестьян, а то и конкретных лиц (последнее особенно характерно для кон­ ца XIX в.). Например, «торгующий крестьянин» Алексей Заборщиков на свои деньги построил церкви в Лумбовке, Иокоганьге, Сосновке в 1880-1890-х гг. (Понойский приход), на средства кронштадтского дворя­ нина А. Пасского построена была в 1888 г. Никольская церковь в Гаврило­ ве, а Алексеевская церковь в Рас-Наволоке появилась в 1895 г. благодаря помощи Иоанна Кронштадтского и т.д.1 В то же время не следует отрицать и заинтересованности государства в подобном храмостроительстве. По инициативе и при поддержке прави­ тельства началась активная «колонизация Мурманского берега». Инициа­ тиву жителей колоний о постройке храмов, местные и центральные свет­ ские и духовные власти поддерживали, видя в религии и Церкви своеоб­ разный фактор укоренения населения на вновь осваиваемых территориях, гарантию некоей русскости данных территорий с точки зрения их государ­ ственной принадлежности. Так появились церкви и самостоятельный при­ ход в Териберке (1875, 1885, 1886 гг.), церкви в Рынде и Харловке (1878 и 1891 гг.), а вместе со строительством г. Александровска в 1899 г. началось возведение величественного пятиглавого храма во имя святителя и чудо­ творца Николая Мирликийского. 1 Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных курсов по религиоведению. - Мурманск: МГПУ, 1994.- С . 123, 124. " 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz