Бардилева, Ю. П. Деятельность комсомольских организаций в проведении антирелигиозных кампаний: циркуляры ЦК РКСМ и их реализация в Мурманской губернии в первой половине 1920-х гг. // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2014. - Вып. 14. - С. 63-69.

вера - по г. Мурманску в отчете указывалось, что после сжигания «Бога» публика «...точно ошарашенная стоит не шелохнется»1. В 1923-1924 гг. в местной печати появляются призывы читать и по­ купать атеистическую литературу, посещать антирелигиозные лекции. В периодической печати появляются разоблачительные статьи против свя­ щенников. В частности, сообщается, что священник с. Умба занимается вымогательством продуктов у своих прихожан, а священник Попов и дьяк из Варзуги заставляют односельчан работать на себя, что в Ловозеро свя­ щенник долго маскировался под «пролетария» в местном кооперативе, но был разоблачен и изгнан из него и так далее2. В отчете о работе Мурманского губкома РКСМ с 1 декабря 1923 г. по 1 марта 1924 г. сообщается, что влияние Церкви как в городе, так и в де­ ревне на молодежь в регионе не распространяется. Позднее, отчитываясь о проведении антипасхальных мероприятий 7-9 апреля, представители Мурманского губкома РКСМ отмечали успех лекций и театральных поста­ новок на антирелигиозные темы. Однако, судя по отчету, мероприятия ус­ пешно прошли лишь в Кандалакше, Мурманске и Александровске. При­ чем, в Александровске вновь не смогли удержаться от карикатур на рели­ гию - провели «заутреннюю» с помещением «богов» в гроб3. Лишь к 1925 г. ситуация в деле антирелигиозной пропаганды в Мур­ манской губернии стала меняться. В статье В. Серебряного «Как прово­ дить пасхальную антирелигиозную кампанию в нынешнем году» отмеча­ лось, что бессодержательные «...насмешки над религией, резкие выпады, крикливая анти-поповщина - все это нужно оставить»4. Возможно, смена ориентиров в проведении антирелигиозных меро­ приятий была связана, с одной стороны, с эйфорией от быстрого и мас­ штабного закрытия храмов на Кольском полуострове, в том числе и в са­ мом губернском центре, с достижением первых успехов по привлечению молодежи в антирелигиозные кружки, а с другой - с изменением политики государства в сельской местности, когда излишний нажим на религию мог спровоцировать нежелательные выступления против Советской власти со стороны крестьянства. Как бы то ни было, но в последующее десятилетие, вплоть до 1936-1938 гг., антирелигиозная работа в регионе и со стороны партии, и со стороны комсомола, фактически была сведена на нет, что во многом помогло сохраниться немногочисленным общинам верующих и нескольким действующим храмам края. 1ЦГАИПД СПб. Ф. К-599. On. 1. Д. 108. Л. 3. 2 Религия и коммунизм, или поп в кооперативе // Полярная правда. 1924. 7 мая. С. 2; Поповские трудники // Полярная правда. 1924. 25 июня. С. 2; Поп - вымогатель // По­ лярная правда. 1924. 23 апреля. С. 4. 3 ЦГАИПД СПб. Ф. К-599. On. 1. Д. 108. Л. 7, 14-15. 4 Полярная правда. 1925. 9 апреля. С. 1. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz