Бардилева, Ю. П. Деятельность комсомольских организаций в проведении антирелигиозных кампаний: циркуляры ЦК РКСМ и их реализация в Мурманской губернии в первой половине 1920-х гг. // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2014. - Вып. 14. - С. 63-69.

население далеко не охотно на них откликалось. В Тетринском волиспол- коме комсомольская ячейка отмечала, что «комсомольское рождество» здесь не проводилось, так как «...у рыбацкого населения засел глубокий корень религии, который необходимо вырвать... не насмешками, а науч­ ными доказательствами...»1. В отчете Мурманской губернской организации РКСМ «О Комсо­ мольском рождестве на Мурмане» (6 февраля 1924 г.) отмечалось, что в первых числах декабря 1923 г. на заседании агитколлегии губкома РКП(б) был поставлен вопрос о подготовке к рождеству. При этом отмечалось, что была создана специальная комиссия по проведению «комсомольских свя­ ток», хотя сама идея этого мероприятия была почти никому неизвестна: «Комиссия думала ограничиться проведением лекции антирелигиозного содержания и устройством семейного вечера... надеясь все уладить в по­ следнюю неделю». Ситуация для местных антирелигиозников улучшилась лишь после приезда командированного Северо-Западным Бюро ЦК РКП(б) тов. Степанова, который провел в г. Мурманске в конце декабря 1923 г. че­ тыре антирелигиозные лекции. В г. Мурманске окончательные приготов­ ления к проведению «комсомольского рождества» закончились лишь в де­ сять часов вечера 5 января 1924 г. Хотя, судя по отчету, мурманская орга­ низация РКСМ не усвоила советов БЮРО ЦК РКСМ: 6 января в театре провели лекции и спектакли по антирелигиозной тематике, а вот потом « ...с шумом вылетает на улицу толпа комсомольцев с факелами. Впереди человек одетый в белое. За ним на санках тащат истукана. С истуканом картины и карикатуры «Селянская Богородица» бросается в глаза. ...Истукан намалеван наподобие Бога. Немного сзади окруженный тесным кольцом комсомольцев идет человек в красном. Впереди поют «Рождество твое Христе Боже наш». Сзади тихо напевают революционные песни... Ре­ волюционные песни поются все явственнее и громче... Сжигают Бога. За­ дорный смех несется со всех сторон. Облитый керосином «Бог» горит яр­ ко. ...Слова Красного: «Наше Рождество - это день научного понимания мифологии. День разрыва вековых традиций... Сжигая Бога мы рвем рели­ гиозные вериги...» Карнавал создал эффект. Если мало было точного- научного, то это не значит, что было шаблонным и похабным»2. Забыли о запрете на карнавалы и шествия с факелами и при проведении антирожде­ ственских мероприятий в Кандалакше - после спектакля и лекций устрои­ ли «факельцук» (шествие с факелами и «хоругвями» - портреты Ленина и Либкнехта, карикатурами царя, попа, кулака, с пением песен на церковные мотивы и трезвоном сковород). В г. Александровске провели детскую ел­ ку, 6 маскарадов. Эти мероприятия ошеломили жителей Кольского Се­ 1 ГАМО. Ф. П-466. On. 1. Д. 239. Л. 1, 2. 2 Центральный государственный архив историко-политических документов, г. Сайкт- Петербург (ЦГАИПД СПб). Ф. К-599. On. 1. Д. 108. Л. 3. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz