Бардилева, Ю. П. Деятельность комсомольских организаций в проведении антирелигиозных кампаний: циркуляры ЦК РКСМ и их реализация в Мурманской губернии в первой половине 1920-х гг. // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2014. - Вып. 14. - С. 63-69.

лигиозные демонстрации в форме карнавалов, антирелигиозных шествий, «сожжений богов» и т.д. Какое бы то ни было проведение «КР» на улице, вне стен клуба и предприятий совершенно недопустимо»1. Уклон предла­ галось сделать в сторону соединения антирелигиозной пропаганды с про­ пагандой естественно-научных знаний. В деревне было главной задачей «комсомольского рождества» было - «...отвлечь от церкви, религиозных праздников, пьянства и танцулек»2. Сходным мероприятием должна была стать «комсомольская пасха». Циркуляр о ее проведении был принят на заседании Бюро ЦК РКСМ 28 февраля 1923 г. В нем отмечалось, что «...вокруг пасхи накопилось зна­ чительно больше традиций и обычаев, очень сложного происхождения, требующее для борьбы с ними больших знаний от комсомольцев». У Бюро было время для того, чтобы проанализировать итоги антирождественских мероприятий рубежа 1922/1923 гг. Поэтому в новом циркуляре большин­ ство методов проведения «комсомольского рождества» было решительно отвергнуто: «...ЦК категорически запрещает устройство каких бы то ни было уличных демонстраций и карнавалов и предлагает сосредоточить кампанию исключительно в стенах клубов и предприятий»3. С балаганных представлений акценты сместились в сторону лекций, бесед, диспутов и пр. На местах предлагалось заранее, среди самих пропа­ гандистов и активистов, детально проработать такие темы, как: совместима ли религия с наукой, религия - темная сила в истории человечества, как рождаются, умирают и воскресают боги и т.п. При этом подчеркивалось, что «...чрезвычайно важно возбудить интерес к чтению книг о религии», что необходимо акцентировать внимание на классовой сущности Пасхи, роли Церкви в годы революции и Гражданской войны, на текущих вопро­ сах государственно-церковных отношений, например, теме суда над Пат­ риархом Тихоном4. На местах большинство партийных и комсомольских организаций хотя и достаточно быстро откликнулись на инициативу центра по проведе­ нию антирелигиозных кампаний, но особой активности на первых порах не проявляли. В 1922 г. были сформулированы основные задачи мурманских партийных организаций в деле антирелигиозной пропаганды. В них отме­ чалось, что « ,..в настоящее время, в особенности у нас на Мурмане, члены партии обнаруживают полное равнодушие, а в худшем случае и некоторое послабление по отношению к религии и религиозным организациям». В то же время подчеркивалось, что все население побережья поголовно религи­ озно, а авторитет Церкви и священников стоит весьма высоко, так, что они буквально руководят населением. В результате были приняты следующие 1Покровская С.В. Указ. соч. С. 22; РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. 9. Л. 184. 2 Там же. Л. 185. 3 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. 4. Л. 148. 4 Там же. Л. 149-150. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz