Бардилева, Ю. П. Деятельность комсомольских организаций в проведении антирелигиозных кампаний: циркуляры ЦК РКСМ и их реализация в Мурманской губернии в первой половине 1920-х гг. // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2014. - Вып. 14. - С. 63-69.
новных персонажей должны были быть представлены общеполитические персонажи («царский хлам») - Колчак, Деникин, городовой, кулак, жан дарм; «...рождественские (гусь, поросенок), которым можно придать алле горическое выражение - Патриарх Тихон и т.д.»1. Предполагалось, что если будет проведена кропотливая предвари тельная работа по подготовке антирождественской кампании, то к карна валам и шествиям можно будет привлечь все городское население, превра тив мероприятие в демонстрацию. Закончиться шествие должно было «... сжиганием языческих богов, фейерверком». В случае возникновения трудностей по организации таких демонстраций предлагалось перенести всю работу исключительно в клубы, но при этом поручить активистам провести группы пропагандистов по улицам города с красной звездой (вместо рождественской), а «...комсомольцы будут «славить» советскую власть по примеру того, как подростки вообще «славят» рождество»2. К проведению кампаний привлекали политработников в армии, со трудников детских учреждений и детских домов (здесь проводили «комсо мольские елки»). Лишь в деревне рекомендовалось ограничиться агитаци онно-пропагандистской кампанией и постановкой «...специальных инсце нировок и лубков, используя все культурные силы деревни...». Только в самом последнем пункте циркуляра обращалось внимание на то, что при проведении антирождественских мероприятий необходимо «...соблюдать осторожность с тем, чтобы не возбуждать конфликтов с верующим насе лением»3. Первый опыт проведения антирождественских кампаний был оценен комсомолом как весьма неудачный. Впоследствии А. Вакурова, анализи руя данные мероприятия, отмечала, что «...подготовлено оно было плохо, наспех, литература вышла почти накануне». «Основным лозунгом кампа нии было: «Смотри низложенных богов». Комсомольцы должны были по казать, что в празднестве нет никакой святости, что никаких богов не рож далось и не умирало, и что новому поколению не нужны ни боги, ни чер ти»4. Уже в феврале 1923 г. ЦК РКП(б) предложил воздержаться от улич ных шествий, оскорбления чувств верующих. Комментируя проведение «комсомольского рождества» в 1923 г., А.В. Луначарский отмечал, что не понятно, чего в нем было больше - невежества или безвкусицы. Следстви ем таких оценок стал новый циркуляр о проведении «комсомольского ро ждества», принятый Бюро ЦК РКСМ 20 ноября 1923 г., в котором реко мендовался «... переход к углубленной научной антирелигиозной пропа ганде» и отмечалось, что «... совершенно не должны иметь места антире 1 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. За. Л. 163. 2 Там же. J1. 164. 3 Там же. Л. 165. 4 Вакурова А. Комсомол на антирелигиозном фронте // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932. М., 1932. С. 305. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz