Бардилева, Ю. П. Деятельность комсомольских организаций в проведении антирелигиозных кампаний: циркуляры ЦК РКСМ и их реализация в Мурманской губернии в первой половине 1920-х гг. // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2014. - Вып. 14. - С. 63-69.

новных персонажей должны были быть представлены общеполитические персонажи («царский хлам») - Колчак, Деникин, городовой, кулак, жан­ дарм; «...рождественские (гусь, поросенок), которым можно придать алле­ горическое выражение - Патриарх Тихон и т.д.»1. Предполагалось, что если будет проведена кропотливая предвари­ тельная работа по подготовке антирождественской кампании, то к карна­ валам и шествиям можно будет привлечь все городское население, превра­ тив мероприятие в демонстрацию. Закончиться шествие должно было «... сжиганием языческих богов, фейерверком». В случае возникновения трудностей по организации таких демонстраций предлагалось перенести всю работу исключительно в клубы, но при этом поручить активистам провести группы пропагандистов по улицам города с красной звездой (вместо рождественской), а «...комсомольцы будут «славить» советскую власть по примеру того, как подростки вообще «славят» рождество»2. К проведению кампаний привлекали политработников в армии, со­ трудников детских учреждений и детских домов (здесь проводили «комсо­ мольские елки»). Лишь в деревне рекомендовалось ограничиться агитаци­ онно-пропагандистской кампанией и постановкой «...специальных инсце­ нировок и лубков, используя все культурные силы деревни...». Только в самом последнем пункте циркуляра обращалось внимание на то, что при проведении антирождественских мероприятий необходимо «...соблюдать осторожность с тем, чтобы не возбуждать конфликтов с верующим насе­ лением»3. Первый опыт проведения антирождественских кампаний был оценен комсомолом как весьма неудачный. Впоследствии А. Вакурова, анализи­ руя данные мероприятия, отмечала, что «...подготовлено оно было плохо, наспех, литература вышла почти накануне». «Основным лозунгом кампа­ нии было: «Смотри низложенных богов». Комсомольцы должны были по­ казать, что в празднестве нет никакой святости, что никаких богов не рож­ далось и не умирало, и что новому поколению не нужны ни боги, ни чер­ ти»4. Уже в феврале 1923 г. ЦК РКП(б) предложил воздержаться от улич­ ных шествий, оскорбления чувств верующих. Комментируя проведение «комсомольского рождества» в 1923 г., А.В. Луначарский отмечал, что не­ понятно, чего в нем было больше - невежества или безвкусицы. Следстви­ ем таких оценок стал новый циркуляр о проведении «комсомольского ро­ ждества», принятый Бюро ЦК РКСМ 20 ноября 1923 г., в котором реко­ мендовался «... переход к углубленной научной антирелигиозной пропа­ ганде» и отмечалось, что «... совершенно не должны иметь места антире­ 1 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. За. Л. 163. 2 Там же. J1. 164. 3 Там же. Л. 165. 4 Вакурова А. Комсомол на антирелигиозном фронте // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932. М., 1932. С. 305. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz