Бардилева, Ю. П. Деятельность комсомольских организаций в проведении антирелигиозных кампаний: циркуляры ЦК РКСМ и их реализация в Мурманской губернии в первой половине 1920-х гг. // Ученые записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2014. - Вып. 14. - С. 63-69.

Однако до образования СВБ единого центра в деле антирелигиозной пропаганды фактически не существовало. Конкурентом АРК с конца 1922 г. и до середины 1920-х гг. в проведении антирелигиозных кампаний стал комсомол. К 1924 г. среди основных направлений антирелигиозной работы ук­ репились следующие: коллективные чтения антирелигиозной литературы в кружках, клубах, избах-читальнях; лекции и беседы антирелигиозного ха­ рактера; борьба за «новый быт» и организация антирелигиозных вечеров. На местах велся учет численности местных религиозных общин, изъятой религиозной литературы, находившейся в общественных библиотеках, проводились массовые чистки среди учителей на предмет их религиозно­ сти, создавались детские безбожные организации. Рекомендовалось прово­ дить «комсомольские пасхи» и «комсомольское рождество»1. Особая роль отводилась в проведении данных мероприятий комсомольским организа­ циям, на которые возлагались особые надежды по воспитанию людей но­ вого, советского, типа. Первые кампании по проведению «комсомольского рождества» и «комсомольской пасхи» носили, скорее пародийный, скомороший харак­ тер, были вызовом укоренившимся религиозным традициям и обрядам, нежели комплексом продуманных и целенаправленных пропагандистских мероприятий. На заседании Бюро Центрального Комитета РКСМ 24 ноября 1922 г. был принят «Циркуляр о комсомольском рождестве». В нем сообщалось, что опыт «комсомольских святок», проводимых в 1922 г. «...явится нача­ лом широкой и серьезной кампании, которая в форме празднеств, занима­ тельных для молодежи, сумеет принести большую пользу в деле постанов­ ки антирелигиозной пропаганды для всей нашей партии»2. Это был первый опыт проведения подобных кампаний в масштабах всей страны. В рамках антирождественской пропаганды предлагалось устраивать комсомольские карнавалы, связывать борьбу с Церковью с борьбой против религии в целом. Так, например, «ряженым» предлагалось одеваться в кос­ тюмы Гора, Агни, Таммузи и других древних языческих богов, чтобы по­ казать общее во всех религиозных праздниках и обрядах, а лекторам- пропагандистам рекомендовалось, видимо, для пущей наглядности, обла­ чаться в одежды магов (!). При этом они должны были вводить в свою дея­ тельность элементы политической и бытовой сатиры, где в качестве ос­ 1 Разумов Д.С. Антицерковная политика советской власти, 1921-1929 гг. (По материа­ лам Верхнего Поволжья). Дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1997. С. 72; Савельев С. Бог и комиссары // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. И / Сост. А.Р. Бессмертный, С.Б. Филатов; под общ. ред. С.Б. Филатова, Д.Е. Фурмана. М.: Изд. Группа «Прогресс-Культура», 1993. С. 175; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 509. Л. 6-8, 10-16. 2 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. За. Л. 163. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz