Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.

Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.). Бардилева Ю.П., к.и.н., доцент кафедры истории МГГУ Практическое осуществление Декрета СНК «О свободе совести, церковных и ре­ лигиозных обществах» («Об отделении церкви от государства и школы от церкви») во всей Архангельской губернии из-за неустойчивости структур советской власти до ухода иностранных интервентов в феврале 1920 г.1, а также деятельности Временного правительства Северной области началось позже, чем в других регионах страны. Вплоть до середины февраля - марта 1920 г. четкого соблюдения и осущест­ вления на практике религиозного, церковного законодательства советской власти на Кольском Севере не наблюдалось. Основу взаимоотношений между Церковью и госу­ дарством духовные власти Архангельской епархии начали еще до появления первых декретов советской власти и образования Северной области. В сложное время, между двумя революциями, в июне 1917 г. в г. Архангельске был создан «Союз объединенного духовенства», который выступил перед епархиальным съездом духовенства, поставив перед ним ряд сложных вопросов, касающихся про­ блем обустройства Церкви в сложившейся ситуации2. Проект его устава был опубли­ кован в «Архангельских епархиальных ведомостях», чтобы миряне и священнослужи­ тели могли ознакомиться с ним и примкнуть к деятельности Союза. Хотя Д.С. Артамонов указывал на его контрреволюционную сущность, утверж­ дая, что Союз был реакционной черносотенной организацией и требовал главенства Православной Церкви, с этим трудно согласиться3. Главными целями, судя по проекту устава, были объединение духовенства и мирян для успешного решения общецерков­ ных задач, поддержания православной веры в новых «условиях свободного демокра­ тического строя», защиты правовых и материальных интересов Церкви, охранению христианских начал в жизни, изыскания мер к «... умственному и религиозно-нрав- ственному совершенствованию своих членов». Для решения этих задач предполага­ лось использовать печатное и устное слово, проповедничество, публичные лекции, просветительскую, культурную и благотворительную деятельность’. Как видим, никакого противопоставления православия иным конфессиям, при­ зыва к восстановлению прежних государственно-церковных отношений Союз не предполагал. Ссылка на данный проект устава июня 1917 г. необходима, так как с по­ добным названием и сходными целями будет создан Союз и в период Северной об­ ласти. Первые же попытки советской власти провести декрет от 23 января (2 февраля) 1918 г. в жизнь вызвали искреннее недоумение и возмущение жителей Архангельской губернии. На общем собрании прихожан Кольского Благовещенского собора 4 февра­ ля 1918 г. при решении вопроса о содержании прихожанами священнослужителей и храмов по новому законодательству коляне отметили: «Все население Кольского по­ луострова без исключения православное. Все мы даем государству и воинов, и мате­ риальные средства, и неужели же государство откажет верным сынам своим, здесь, на далеком севере, в материальной помощи на устроение ими своей церковной и ре­ лигиозно-нравственной жизни». В конечном итоге собрание верующих постановило 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz