Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.

его в полном возврате всех земель монастырям и храмам после отмены декретов со­ ветской власти о национализации земли33. Дела обстояли иначе. Первые постановления по земельному вопросу были приняты еще 14 и 21 сен­ тября 1918 г. На протяжении же последующего года они получили свое развитие и приобрели ряд дополнений. 16 февраля 1919 г. вопрос о церковных, причтовых и мо­ настырских землях рассматривался земельной комиссией при губернском земстве. ІІа собрании присутствовали представители епархиального совета, которые отмети­ ли, что в нем поднимался вопрос о полном возвращении всех земель, которые были захвачены у церквей крестьянами, но в настоящее время совет не считает подобное решение целесообразным. При обсуждении вопроса в земельной комиссии был вы­ работан проект об этих землях. 26 февраля на земельном совещании при Временном Правительстве Северной области окончательно было признано нецелесообразным восстанавливать права церквей и монастырей на ранее принадлежавшие им земли34. 4 апреля 1919 г. правительство Северной области наконец-то приняло закон «О передаче монастырских, архиерейских, церковно-причтовых земель в ведение зем­ ства», которым власти пытались примирить интересы крестьян, приступивших в по­ слереволюционный период к переделу этих земель, и духовного ведомства. В ведении монастырей оставались земли в том размере, который был им необходим как самосто­ ятельной трудовой земельной общине, или если они имели культурно-историческое значение. Церковно-причтовые земли передавались земству во всем объеме, а причт наделялся землей по норме, установленной из тех земель, которые раньше находились в его пользовании, путем соглашения между волостным земством и церковно-приход- ским собранием. Волостные и уездные управы решали все вопросы о распределении земель духовного ведомства35. Закон от 4 апреля 1919 г. в целом не получил одобрения. Правые круги оценили документ как «политическую ошибку», а духовенство как «попрание своих прав». К началу 1920 г. церковно-причтовые земли были приняты земством лишь в 23 приходах из 275. Вто же время губернаторская земская управа решила оставить за крестьянами в 1919 г. часть монастырских земель, которые и так уже находились в их пользовании36. В принципе в реальную жизнь почти ничего нового этот закон не внес: он при­ знал де-юре захват и пользование крестьянами монастырскими и причтовыми земля­ ми, которое де-факто наблюдались с самого момента революции. Так, в бланках опи­ сания земельных владений монастыря, отправленных Трифоно-Печенгской обителью 22 октября 1919 г. на имя отдела земледелия особой земельной комиссии В11СО, от­ мечалось, что со времени революции из монастырских владений отошло 1200 десятин покосной земли в пользу местного населения. В последние годы монастырь был почти совершенно вытеснен со своих земель из-за «разбойничьих поступков», в особенности колонистов из Червяной, которые со­ бирали гагачий пух на принадлежащих обители Айновых островах. Поделены к 1919 г. были и рыболовные тони: как указывается, еще в 1918 г. «... все рыболовные тони и участки отошли в равноправное пользование с окрестными жителями», а с торгов, за 500 рублей, были выделены монастырские участки в ст. Лодейном и по р. Печенге. Од­ нако монахи не таили на местных жителей обиды, отмечая, что в 1919 г. «... монастырь пользуется участками без стеснения со стороны...» последних. Вообще, после смерти о. Ионафана в 1915 г. для монастыря наступили нелегкие дни. Выбранный монашествую­ щими вместо него казначей монастыря, престарелый иеромонах Порфирий, уже через полтора года не смог выполнять обязанностей из-за болезни, а присланный позднее из 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz